История » Народная воля. Возникновение, участники, деятельность. Оценки в исторической литературе » Введение

Введение

Основой идеологии революционного народничества 1870-х гг. была теория «общинного социализма», впервые сформулированная в работах А.И.Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма. Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый справедливый и цивилизованный мир. В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н.А.Ишутин, С.Г.Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции ». В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения — пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Идеологом пропагандистского направления был П.Л.Лавров. Критически мыслящие личности, по его мнению, возглавляют и направляют исторический процесс. Интеллигенция должна «идти в народ», просвещать его, готовить к будущей революции. М.А.Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору». Идеолог заговорщического направления П.Н.Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.

На страницах данного реферата сделана попытка анализа причин появления и деятельности партии «Народная воля».

Церковь и каноническое право в Средневековой Европе
Новая религия – христианство, в обстановке разложения и гибели Западной римской империи не рассматривалась вначале как новая идея, способная объединить и возродить общество. Во-первых, продолжал жить гордый дух республиканства, не допускающий деспотической власти ни Бога, ни императора. Во-вторых, умирающий античный строй категорически ...

Основные направления и особенности развития России в XVII в.. Усиление абсолютистской тенденции при первых Романовых
После преодоления последствий Смуты началось ускорение социально-экономического и культурного развития страны как за счет использования традиционных форм, так и путем появления новых тенденций. Сохранился и даже усилился феодальный характер экономики, так как Соборное Уложение 1649 г. ввело бессрочный сыск беглых крестьян, навсегда отме ...

«Книга страшного суда». Социальная структура общества
Памятником фискальной политики Вильгельма Завоевателя служит знаменитая «Книга страшного суда» («Domesday Book»), составленная в 1086 г.[7] Она представляла собой опись всей земли и всего имущества населения Англии. Опись должна была упорядочить обложение английского народа прямым госу­дарственным налогом. Она составлялась по графствам ...