История » Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века » Историческая мысль

Историческая мысль
Страница 1

С общим “обмирщением” культуры освобождение ее от религиозных пут. Накоплением исторического материала, развитием критического отношения к нему, появление и укрепление рационализма при объяснении событий прошлого к концу XVIII в. в исторической мысли в России произошли существенные сдвиги.

Новые явления в исторической мысли конца XVII – первой четверти XVIII в. были отражением общественной жизни России в условии становления абсолютизма, активизации внешней политики страны, превращением в великую державу.

Новый подход к назначению истории выразил известный церковный и политический деятель петровского времени Г. Бужинский: “В истории, - указывал он в предисловии к одному из произведений С. Пуфендорфа, -обрящещи откуду себе и обществу пользу сотворищи” (“Очерки Русской культуры XVIII века” ак. Б. А. Рыбаков стр.122 М.,1988г.). Бужинский ссылался на самого Тита Ливия, и в самой ссылке на старину видна характерная для средневекового мировоззрения ориентация на традицию, авторитет. В обосновании само петровского самодержавия использовались термины старых средневековых теорий: для Бужинского Петр был «царь Российский христианского Исраил»”. История ставилась как служанка идеологии, подыскивающая нужные обоснования для абсолютистских доктрин.

В ходе событий Россия превратилась в могущественную державу, но, тем не менее, в европейском обществе «глаголаху и рсуждаху» о ее варварстве. Для утверждения лучшего и развенчивания мнения о недоразвитости, России не обойтись без исторического фундамента. Поэтому создание современного труда по истории стало важной задачей, поставленной Петром и его сподвижниками. Ф. Салтыков в своих “пропозициях” предлагал “сделать историю Российского государства”, которую надлежало перевести на иностранный язык и распространить за границей, “чтоб они знали подробно и на оборону”. (“Памятник древней письменности”. Т. 33 СПб., б. г. Прил. 5. С. 24. Из “Очерков Русской культуры XVIII в.” ак. Б. А. Рыбаков).

Работа по созданию исторической литературы в России развернулась в двух направлениях: создание общих трудов по истории страны и работ, освещавших современные события, прежде всего внешнюю политику.

Характерным произведением первого рода явилось сочинение справщика московской типографии Ф. Поликарпова “История о владении российских великих князей”, начатое в 1708 г. По инициативе Петра. Автору надлежало осветить события от княжения Василия III (1505 - 1533) до современности. Петр интересовался событиями в России с момента превращения ее в независимое и единое государство. В рекомендациях данных Поликарпову от Петра, содержались конкретные указания методического характера: надлежало “ из русских летописцев выбирать и в согласие приводить прилежно”. ( “Очерки Русской культуры XVIII века” ак. Б. А. Рыбаков стр.124 М.,1988г. ). Такой метод работы мог привести только к созданию нового летописца, и это не очень было благоугодно Петру. Выявился не достаток документационного материала и трудность создания нового типа исторического труда, отличного от летописей.

Наиболее зрелое обобщающее произведение, о России созданное в первой четверти XVIII в. было написано секретарем русского посольства в Швеции А. Я. Манкиевым. Он имел доступ к материалам библиотеки в Венстеросе, где хранилось значительное количество источников по истории России, как русского, так и иностранного происхождения. “Ядро российской истории” Манкиева (1715 г.) наглядно продемонстрировало новаторство историографии первой четверти XVIII в., но в месте с тем и тесную связь ее с исторической мыслью средневековья. В книге Манкиева сохранялись элементы провиденциализма: “Уложение начальника и творца имеет самого бога”. Но в то же время разоблачались мифы о происхождение народов от божественных предков.

В своем сочинение Манкиев отражал взгляды, которые развивались в окружении Петра. Это сказалось на резком осуждении иностранных авторов (П. Петрей), ругающих русский народ без совестно.

История Русско-шведских отношений и особенно Северной войны, стала предметом ряда сочинений: «Записок» Б.И.Куракина, «Гистории Свейской войны», «Рассуждения…» о причинах Северной войны П.П. Шафирова, «История императора Петра Великого от Рождения до полтавской баталии» Феофана Прокоповича.

Разработка военной истории России в первые годы XVIII в., неизбежно вела к мысли создать историю описания петровских преобразований. С наибольшей яркостью идея создания исторических сочинений была высказана в плане Г. Гюйссена. Она должна была включать материалы, характеризующие нравы и обычаи народа, информацию о природных богатствах России, события церковной и культурной жизни. А также, появился ряд источников, проливающий свет на действительно агрессивные замыслы Швеции по отношению к России: «Рассуждения, какие законные причины…Петр первый…к королю…имел…», «Гистории Свейской войны» Шафирова.

Страницы: 1 2

Гражд. война 1918-1920 в России и военная интервенция. Белые и крас6ные. Осн. события. Причины победы большевиков в гражд. войне. *военный коммунизм*1918-1920, его последствия
Гражданская война в России: причины, этапы, участники и военачальники, итоги и значение для судеб страны Гражданская война (1918—1922) как наиболее острая форма социального противоборства, вооруженная борьба за власть между различными социальными группами была продолжением революционного процесса. В России она усугублялась военной инте ...

Форма документа
Документ XVI-XVII вв. отличает и его форма. В этот период наиболее распространенными были две внешние формы - столбцы и книги. Примерное время появление столбцов - XIV в. В духовной книге Ивана Калиты (1339 г) столбцы называют "Великий сверток". Думаю неудобство использования столбцов в справочных целях, трудность хранения за ...

Жизнь и воспитание мальчиков-спартанцев
Отец приносил новорожденного мальчика к старейшинам. Если ребенок оказывался крепким и здоровым, старейшины разрешали отцу воспитывать его; если же ребенок был слаб и уродлив, его кидали в пропасть. Когда мальчикам исполнялось семь лет, их отбирали у родителей и отдавали в школу. Здесь они жили в суровых условиях, закалявших тело и вол ...