История » Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века » Историческая мысль

Историческая мысль
Страница 1

С общим “обмирщением” культуры освобождение ее от религиозных пут. Накоплением исторического материала, развитием критического отношения к нему, появление и укрепление рационализма при объяснении событий прошлого к концу XVIII в. в исторической мысли в России произошли существенные сдвиги.

Новые явления в исторической мысли конца XVII – первой четверти XVIII в. были отражением общественной жизни России в условии становления абсолютизма, активизации внешней политики страны, превращением в великую державу.

Новый подход к назначению истории выразил известный церковный и политический деятель петровского времени Г. Бужинский: “В истории, - указывал он в предисловии к одному из произведений С. Пуфендорфа, -обрящещи откуду себе и обществу пользу сотворищи” (“Очерки Русской культуры XVIII века” ак. Б. А. Рыбаков стр.122 М.,1988г.). Бужинский ссылался на самого Тита Ливия, и в самой ссылке на старину видна характерная для средневекового мировоззрения ориентация на традицию, авторитет. В обосновании само петровского самодержавия использовались термины старых средневековых теорий: для Бужинского Петр был «царь Российский христианского Исраил»”. История ставилась как служанка идеологии, подыскивающая нужные обоснования для абсолютистских доктрин.

В ходе событий Россия превратилась в могущественную державу, но, тем не менее, в европейском обществе «глаголаху и рсуждаху» о ее варварстве. Для утверждения лучшего и развенчивания мнения о недоразвитости, России не обойтись без исторического фундамента. Поэтому создание современного труда по истории стало важной задачей, поставленной Петром и его сподвижниками. Ф. Салтыков в своих “пропозициях” предлагал “сделать историю Российского государства”, которую надлежало перевести на иностранный язык и распространить за границей, “чтоб они знали подробно и на оборону”. (“Памятник древней письменности”. Т. 33 СПб., б. г. Прил. 5. С. 24. Из “Очерков Русской культуры XVIII в.” ак. Б. А. Рыбаков).

Работа по созданию исторической литературы в России развернулась в двух направлениях: создание общих трудов по истории страны и работ, освещавших современные события, прежде всего внешнюю политику.

Характерным произведением первого рода явилось сочинение справщика московской типографии Ф. Поликарпова “История о владении российских великих князей”, начатое в 1708 г. По инициативе Петра. Автору надлежало осветить события от княжения Василия III (1505 - 1533) до современности. Петр интересовался событиями в России с момента превращения ее в независимое и единое государство. В рекомендациях данных Поликарпову от Петра, содержались конкретные указания методического характера: надлежало “ из русских летописцев выбирать и в согласие приводить прилежно”. ( “Очерки Русской культуры XVIII века” ак. Б. А. Рыбаков стр.124 М.,1988г. ). Такой метод работы мог привести только к созданию нового летописца, и это не очень было благоугодно Петру. Выявился не достаток документационного материала и трудность создания нового типа исторического труда, отличного от летописей.

Наиболее зрелое обобщающее произведение, о России созданное в первой четверти XVIII в. было написано секретарем русского посольства в Швеции А. Я. Манкиевым. Он имел доступ к материалам библиотеки в Венстеросе, где хранилось значительное количество источников по истории России, как русского, так и иностранного происхождения. “Ядро российской истории” Манкиева (1715 г.) наглядно продемонстрировало новаторство историографии первой четверти XVIII в., но в месте с тем и тесную связь ее с исторической мыслью средневековья. В книге Манкиева сохранялись элементы провиденциализма: “Уложение начальника и творца имеет самого бога”. Но в то же время разоблачались мифы о происхождение народов от божественных предков.

В своем сочинение Манкиев отражал взгляды, которые развивались в окружении Петра. Это сказалось на резком осуждении иностранных авторов (П. Петрей), ругающих русский народ без совестно.

История Русско-шведских отношений и особенно Северной войны, стала предметом ряда сочинений: «Записок» Б.И.Куракина, «Гистории Свейской войны», «Рассуждения…» о причинах Северной войны П.П. Шафирова, «История императора Петра Великого от Рождения до полтавской баталии» Феофана Прокоповича.

Разработка военной истории России в первые годы XVIII в., неизбежно вела к мысли создать историю описания петровских преобразований. С наибольшей яркостью идея создания исторических сочинений была высказана в плане Г. Гюйссена. Она должна была включать материалы, характеризующие нравы и обычаи народа, информацию о природных богатствах России, события церковной и культурной жизни. А также, появился ряд источников, проливающий свет на действительно агрессивные замыслы Швеции по отношению к России: «Рассуждения, какие законные причины…Петр первый…к королю…имел…», «Гистории Свейской войны» Шафирова.

Страницы: 1 2

Соляные промыслы
В тесной связи с начавшейся интенсивной колонизацией развивались промыслы и торговля. Важнейшими из них были соляной и рыбный промыслы. Нижневолжские соляные месторождения известны с середины 16 века. Уже тогда астраханскую соль "нагребали" и возили на казенных монастырских и купеческих судах по Волге и её притокам в центральн ...

Клермонский собор. Призыв к крестовому походу.
В ноябре 1095 г. Римский папа Урбан II перешел через Альпы, чтобы созвать церковный собор во французском городе Клермоне. Однако самому собору предшествовало несколько важных событий. Папа посетил многие клюнийские аббатства на юге Франции. Клюнийцы, обладающие опытом проповеди священных войн и паломничеств, могли предоставить Урбану I ...

Источники права
Право, как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, может найти себе выражение в двух основных формах, которые и называют поэтому источниками права; это именно обычай и закон. Обычай – это непосредственное проявление народного правосознания, норма, свидетельствующая о своем существовании самим фактом своего неуклонного п ...