История » Преобразование и реформы Петра Великого - их причины, сущность и значение » Реформы органов власти и управления

Реформы органов власти и управления

В первой половине 18 века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся законодательная, исполнительная и судебная власть была в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти (вместо боярской думы) – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. В него вошли 9 самых близких к царю сановников. Сенату предписывалась разработка новых законов, контроль за финансами страны и деятельностью администрации. Руководство сенаторской работой возглавлял генерал-прокурор, которого Петр называл «оком государевым».

В 1718-1721 гг. были учреждены 12 коллегий взамен устаревшей системы приказов, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Военная коллегия ведала сухопутными вооруженными силами; Адмиралтейская- флотом; иностранных дел- внешними сношениями; Камер- коллегия – сбором доходов; Штатс-коллегия- расходами государства; Вотчинная- дворянским землевладением; Мануфактур- коллегия- промышленностью, кроме горной, которой ведала специальная Берг- коллегия и т.д. Своеобразной коллегией был Синод (Духовная коллегия), учрежденный в 1721 г. Вместе с отменой Петром в России патриаршества. За Синодом надзирал обер-прокурор, так церковь стала частью государственной машины.

Еще в 1708 году Петр провел административно- территориальную реформу, разделив Российское государство на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, в руках которого была исполнительная и служебная власть. Но исполнение законов осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения которых нередко противоречили друг другу. Каждая губерния занимала огромную территорию и в свою очередь делилась на провинции, во главе которых был воевода. Всех провинций было 50. Провинции были разделены на уезды.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширяла объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Раздробленность Греции
Природа разделила Грецию на три части: Южную, Среднюю и Северную Грецию. Морские заливы отделяют Южную Грецию, или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. В древности п ...

«Красное» движение
Основа - диктатура большевистской партии, опиравшаяся на наиболее люмпенизированные слои рабочего класса и беднейшего крестьянства. Большевикам удалось создать сильную Красную Армию, которая в 1921 году насчитывала 5,5 млн. человек, из которых 70 тыс. рабочих, более 4 млн. крестьян и 300 тыс. членов большевистской партии. Большевистско ...

Герцог Монморанси
Ещё больший резонанс вызвал протест герцога Монморанси – одного из самых знатных вельмож, поднявшего мятеж на юге Франции и захваченного в плен королевскими войсками. Это был один из самых родовитых и знатных дворян Франции. Он не принадлежал к противникам Ришелье, скорее всего, даже относился к нему дружелюбно и уважительно. Но, на сво ...