История » Преобразование и реформы Петра Великого - их причины, сущность и значение » Реформы органов власти и управления

Реформы органов власти и управления

В первой половине 18 века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся законодательная, исполнительная и судебная власть была в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти (вместо боярской думы) – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. В него вошли 9 самых близких к царю сановников. Сенату предписывалась разработка новых законов, контроль за финансами страны и деятельностью администрации. Руководство сенаторской работой возглавлял генерал-прокурор, которого Петр называл «оком государевым».

В 1718-1721 гг. были учреждены 12 коллегий взамен устаревшей системы приказов, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Военная коллегия ведала сухопутными вооруженными силами; Адмиралтейская- флотом; иностранных дел- внешними сношениями; Камер- коллегия – сбором доходов; Штатс-коллегия- расходами государства; Вотчинная- дворянским землевладением; Мануфактур- коллегия- промышленностью, кроме горной, которой ведала специальная Берг- коллегия и т.д. Своеобразной коллегией был Синод (Духовная коллегия), учрежденный в 1721 г. Вместе с отменой Петром в России патриаршества. За Синодом надзирал обер-прокурор, так церковь стала частью государственной машины.

Еще в 1708 году Петр провел административно- территориальную реформу, разделив Российское государство на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, в руках которого была исполнительная и служебная власть. Но исполнение законов осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения которых нередко противоречили друг другу. Каждая губерния занимала огромную территорию и в свою очередь делилась на провинции, во главе которых был воевода. Всех провинций было 50. Провинции были разделены на уезды.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширяла объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Общественно-политическая деятельность эмигрантов
В развитии общественной жизни российских граждан в 1919 – 1920 гг. можно выделить два периода. До весны – лета 1920 г. она не отличалась активностью эмигрантов. В их политическом сознании господствовали либерально-демократические настроения. Общественная деятельность была направлена на создание не политических организаций, а благотворит ...

Административные реформы.
В. О. Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский, вообще относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограммно. ...

Общественная мысль и политические движения в пореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движение народничества
В 60 - 70 гг. происходит реформирование общества. Реформы происходят в военной сфере, в судебной, в органах местного самоуправления, в области просвещения. Воплощение реформ происходило очень сложно. Еще в ходе разработки этих реформ появлялось не раз стремление внести в них "исправления" в консервативном духе. На практике это ...