Период перестройки (1985-1991 гг.) М.С.
Горбачев - советский лидер новой формации. Экономические и политические
преобразования в СССР - содержание и последствияСтраница 3
Наибольший прогресс был достигнут в системе общественных наук. Активно ведутся исследования проблем истории СССР, обсуждаются дальнейшие пути исторического развития.
Система образования.
В 1984г. была начата школьная реформа, вводившая 11-летний срок обучения и предполагающая постепенное уменьшение опеки над образованием.
Главным направлением реформы высшей школы (начавшейся в 1987г) стала интеграция образования, науки и производства. Вводился принцип договорных отношений между ВУЗом и предприятием: предприятие заказывало подготовку специалиста и оплачивало его обучение, установление гибких учебных планов, упор на самостоятельную работу студента.
Таким образом, перестройка привела к глубокому перелому в общественном сознании, серьезным переменам в сфере культуры.
К концу 80-х годов советская экономика находилась в глубоком кризисе:
нарастал товарный голод;
падала платежеспособность рубля;
усиливался "черный рынок".
Причины:
не развивались отрасли, производящие предметы потребления;
экономика была сверхмилитаризована;
отсутствовала серьезная финансовая политика;
не создавалось новых рычагов управления экономикой;
правительство Рыжкова рассчитывало за 1.5 года осуществить программу стабилизации экономики;
в мае 1990 года обнародуется программа перехода к рыночной экономике, которая предусматривала вмешательство государства;
правительственной программе противостояла программа "500 дней" Явлинского и Шаталина, которая предлагала создать основы рынка, формирование частной собственности и стабилизацию финансов;
противовес программ обострил отношения Ельцина и Горбачева.
Социальные проблемы
Нерешенность экономических, политических проблем привела к ухудшению социальной обстановки в стране:
усиливается инфляция;
возрастает спрос на товары народного потребления;
растут цены на "черном рынке";
усиливается кризис в снабжении.
Следствие: митинги и демонстрации в столице и в шахтерских регионах.
С 1991 года забастовщики требуют отставки Горбачева.
Перестройка породила усиление центробежных тенденций в республиках:
национальные движения активизируются;
возникают вооруженные конфликты;
ухудшается положение русскоязычного населения в ряде республик;
набирает обороты борьба за независимость республик (Украина, Грузия, Прибалтика).
Итог. Под влиянием сложившихся обстоятельств руководство признало необходимость заключения нового союзного договора. В марте 1991г. был проведен референдум по проблеме сохранения СССР (большинство населения высказалось за сохранение союза).
Советский
ГУЛАГ
Главное управление лагерей (ГУЛАГ) возникло в 30-е гг. Численность заключенных здесь колебалось от 5 до 12 млн. человек, но максимальное количество достигнуто в послевоенные годы. Приговоренные в 30-х гг. получали, как правило, новые сроки, сократилась смертность - власть начала осознавать экономическую выгоду такой дешевой рабочей силы ...
Поучение Владимира Мономаха
Русская литература XI-XII вв. удивительна по своему характеру. Почти каждый памятник литературы этой эпохи воспринимается как своего рода небольшое чудо. Правда, каждое из этих чудес в той или иной мере объясняется литературоведами: мы можем вскрыть его истоки в русских, византийских и других книжных традициях, в общественной жизни Руси ...
Многопартийность в дореволюционной России (90-е гг. ХIX вв. – 1917 гг.). Ее
трансформация в однопартийную систему
Особенностью генезиса многопартийности в дореволюционной России было то, что ее становление происходило в условиях фактического запрета на деятельность любых независимых от власти политических организаций, а также полного отсутствия каких бы то ни было представительных органов. Так как любые политические организации могли быть только не ...