Период перестройки (1985-1991 гг.) М.С.
Горбачев - советский лидер новой формации. Экономические и политические
преобразования в СССР - содержание и последствияСтраница 3
Наибольший прогресс был достигнут в системе общественных наук. Активно ведутся исследования проблем истории СССР, обсуждаются дальнейшие пути исторического развития.
Система образования.
В 1984г. была начата школьная реформа, вводившая 11-летний срок обучения и предполагающая постепенное уменьшение опеки над образованием.
Главным направлением реформы высшей школы (начавшейся в 1987г) стала интеграция образования, науки и производства. Вводился принцип договорных отношений между ВУЗом и предприятием: предприятие заказывало подготовку специалиста и оплачивало его обучение, установление гибких учебных планов, упор на самостоятельную работу студента.
Таким образом, перестройка привела к глубокому перелому в общественном сознании, серьезным переменам в сфере культуры.
К концу 80-х годов советская экономика находилась в глубоком кризисе:
нарастал товарный голод;
падала платежеспособность рубля;
усиливался "черный рынок".
Причины:
не развивались отрасли, производящие предметы потребления;
экономика была сверхмилитаризована;
отсутствовала серьезная финансовая политика;
не создавалось новых рычагов управления экономикой;
правительство Рыжкова рассчитывало за 1.5 года осуществить программу стабилизации экономики;
в мае 1990 года обнародуется программа перехода к рыночной экономике, которая предусматривала вмешательство государства;
правительственной программе противостояла программа "500 дней" Явлинского и Шаталина, которая предлагала создать основы рынка, формирование частной собственности и стабилизацию финансов;
противовес программ обострил отношения Ельцина и Горбачева.
Социальные проблемы
Нерешенность экономических, политических проблем привела к ухудшению социальной обстановки в стране:
усиливается инфляция;
возрастает спрос на товары народного потребления;
растут цены на "черном рынке";
усиливается кризис в снабжении.
Следствие: митинги и демонстрации в столице и в шахтерских регионах.
С 1991 года забастовщики требуют отставки Горбачева.
Перестройка породила усиление центробежных тенденций в республиках:
национальные движения активизируются;
возникают вооруженные конфликты;
ухудшается положение русскоязычного населения в ряде республик;
набирает обороты борьба за независимость республик (Украина, Грузия, Прибалтика).
Итог. Под влиянием сложившихся обстоятельств руководство признало необходимость заключения нового союзного договора. В марте 1991г. был проведен референдум по проблеме сохранения СССР (большинство населения высказалось за сохранение союза).
Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу
Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве, где бы я ни стоял. Я буду сражаться за мой очаг и оставлю после себя отечество не ослабевшим, но и более могущественным и сильным. И сам вместе со всеми я буду подчинятся законам, как ныне действующим, так и тем, которые будут действовать в будущем. Да будут ...
Характерные черты торговли
Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.
В XVII веке в Москве торговое, купеческое сослов ...
Ученые и власть в советской России
Неизбежный конфликт между научной интеллигенцией и Советской властью коренился как в самой природе научного творчества, так и в природе тоталитарного государства.
Научная работа, поиск истины нуждаются в большей степени индивидуальной свободы, чем другие области общественной деятельности, поэтому сама профессиональная деятельность учен ...
