История » Монголо-татарское нашествие на Русь. Крестьянская война. Отечественная война 1912 г. Период перестройки » Новая экономическая политика: причины, суть, последствия

Новая экономическая политика: причины, суть, последствия

Причины:

Экономический и политический кризис после гражданской войны и из-за политики "военного коммунизма".

Население России сократилось на 10 млн. человек;

промышленное производство уменьшилось в 7 раз, закрылись многие предприятия;

рабочие оказались на улице, резко упала производительность труда;

в полнейшем упадке был транспорт;

добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века;

резко сократились посевные площади;

валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня;

на протяжении ряда лет люди жили впроголодь;

не хватало одежды, обуви, медикаментов;

детская беспризорность.

В марте 1921 г. на X съезде РКП (б) Ленин отстаивал в своем докладе необходимость введения "антикризисной" программы. Съезд одобрил меры по выходу из кризиса и решения съезда ознаменовали переход к новой экономической политике (НЭПу).

Сущность НЭПа: новая экономическая политика была направлена на преодоление массового недовольства политикой "военного коммунизма".

Цели НЭПа:

восстановление хозяйства и поиск новых путей построения социализма;

создание внутриполитической стабильности, привлечение крестьян на сторону Советской власти;

преодоление кризиса власти.

Основные положения НЭПа:

замена продразверстки продналогом;

разрешение частной торговли;

децентрализация управления экономикой;

денационализация мелкой и средней промышленности;

проведение денежной реформы (укрепление финансовой системы);

переход к денежной оплате труда;

отмена бесплатных услуг;

разрешение аренды земли и наемного труда;

перевод госпредприятий на хозрасчет и самофинансирование;

допуск частного капитала в экономику в виде концессий.

В целом НЭП оценивался как переходный период, тактический ход, временное отступление для пути развития социализма.

Ленин считал, что в Советской республике не должна быть допущена политическая либерализация (многопартийность).

Ленин предлагал однопартийность и административно-рыночную систему.

Последствия НЭПа:

Расслоение в городе и деревне;

Возрождение процессов обогащения одних и обнищания других;

Расслоение крестьянства;

Рост рабочего класса (уход в город крестьян);

Увеличение государственного бюрократического аппарата;

Формирование новой буржуазии (нэпманов);

Основное занятие нэпманов - торговля;

Рост безработицы;

Сельхоз налог у крестьян;

Буржуазия платила налог с оборота и в местный бюджет;

Подоходный налог стал делиться на: основной и прогрессивный;

Существовало 10 косвенных налогов.

Основные заслуги НЭПа:

Переход крестьян на сторону Советской власти;

Восстановление экономики;

Подъем промышленности и сельского хозяйства;

Выход из экономического кризиса;

Предоставление свободы предприятиям;

Сформирована новая концепция развития социализма;

Проведение денежной реформы;

Необходимость развития многообразных форм собственности.

Деятельность партии «Народная воля»
Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании государства для осуществления социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли», хотя сами народовольцы отрицали непосредстве ...

Заключение.
В заключение проведенной работы я могу сказать, что узнал много нового и интересного для себя о войне из воспоминаний таких выдающихся полководцев как Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, В. И. Чуйков и др. Узнал какой, была военная техника в то время, каким мужеством отличались наши солдаты и командиры, как много их погибло. Я получил свое ...

Сферы деятельности
Для всех сфер творчества Тихомирова-исследователя, профессора, организатора науки характерна особая просветительская направленность. Это обусловлено, видимо, не только демократическими традициями русской науки, литературы и искусства, близкими душе его, но и опытом близкой служебной деятельности: в музее, библиотеке, средней школе. Тихо ...