Соляные промыслыСтраница 2
Разбогатевшие солевозчики становились землевладельцами, скотопромышленниками, скупщиками и ростовщиками. В украинской деревне на саратовской земле происходили процессы социальной дифференциации, формирования буржуазных элементов, с одной стороны, разорения и обнищания украинских крестьян - с другой.
В одном из документов конца XVIII - начала XIX века приводятся интересные сведения о составе украинского населения в наиболее крупных слободах - Покровской, Узморской, Николаевской, Баландинском городке, Сокуре, Самойловке, находившихся на казенных землях. Всего в них числилось 12893 души мужского пола: солевозчиков - 3684 д.м.п., хлебопашцев - 1533 д.м.п., " бедных, не имеющих скота, но служилых при возчиках" - 1705 д.м.п., "служащих и работающих при магазинах" -548, женщин, детей и стариков -4389. Около одной трети бывших казенных солевозчиков стали земледельцами, работающими "при возчиках" и "при магазинах" - 2253 д.м.п. Часть украинцев оказалась на помещичьих землях. Сначала русские помещики записывали поселившихся на их землях украинцев в "подданство" за дозволение жить на земле помещика при условии ежегодной уплаты денежного оброка. А затем при очередной переписи - ревизии все жившие на помещичьей земле были записаны за помещиками как крепостные, пребывая в этом состоянии до самой отмены крепостного права.
Подряды от казны на доставку соли на судах по Волге и гужевым транспортом брали как саратовские, так и иногородние купцы: московские, нижегородские, балахнинские, коломенские, пензенские, подольские, елецкие, белгородские. Участвовали в подрядных сделках зажиточные казенные и монастырские крестьяне. Выгодными подрядными операциями занимались представители дворянской знати, князья и графы: Гагарины, Нарышкины, Голицыны, Трубецкие, Шереметьев. Среди подрядчиков немало было помещиков соседних приволжских провинций и уездов - Симбирского, Тамбовского, Сызранского и др.
Помещики использовали в качестве возчиков своих крепостных крестьян. Крупные дворяне-откупщики обзаводились в Саратове и Дмитриевске дворовыми местами и собственными конторами во главе с управляющими.26Некоторые купцы - подрядчики имели на Волге собственные суда, приспособленные для перевозки соли. Они успешно конкурировали с казной, имевшей для перевозки соли по Волги 40 машинных судов. На казенных судах переправлялось около 20-25 % всей отправляемой из Дмитриевска соли, остальные 75% перевозили подрядчики-купцы, дворяне и др.
Купеческие транспорты были лучше обеспечены рабочей силой -бурлаками.27Для найма на работы, связанные с доставкой соли, в Саратов и Дмитриевск ежегодно ранней весной прибывали тысячи крестьян из нечерноземных губерний и уездов Среднего и Верхнего Поволжья. Шли оборочные помещичьи крестьяне, отпущенные "по билетам" дворцовые, черносошные, монастырские, ясачные татары и мордва, пахотные солдаты и др.
В 50-х гг. для обеспечения регулярной доставки соли по Волге по распоряжению Главной соляной конторы были построены в Казанском и Вятском уездах в селах Работки, Кадницы, г. Лысково 40 казенных "машинных" судов с грузоподъемностью в 50 тысяч пудов каждое.28
В первые же годы обнаружилось, что попытка правительства обеспечить поставку соли казенными "машинными" судами, затрата больших средств на их строительство себя не оправдали. Суда оказались ненадежными и непригодными, так как были построены наспех из мерзлого леса.29
Кроме того, возникали трудности с наймом судовых рабочих: тяжесть труда, злоупотребления и произвол судовых офицеров, приказчиков.
Преступления, срывавшие поставку казенной соли, и убытки были настолько значительными, что управляющий Саратовской Соляной конторой Волков и его "команда" были преданы военному суду.
Организация и эксплуатация важнейшего в экономическом отношении для государства Эльтонского соляного промысла носила на себе печать феодально-крепостнического строя. Труд был малопроизводительным, тягостным для десятков тысяч работных людей. Узкий, чисто фискальный подход правительства к "соляной операции" тормозил развитие новых, прогрессивных отношений в этой отрасли промышленности.
Военные действия в 1915 году
Русское командование вступило в 1915 год с твёрдым намерением завершить победоносное наступление своих войск в Галиции.
Шли упорные бои за овладение карпатскими проходами и Карпатским хребтом. 22 марта после шестимесячной осады капитулировал Перемышль с его 127-тысячным гарнизоном австро-венгерских войск. Но выйти на венгерскую равнин ...
Экономическая реформа 1965г., её основные принципы
и пути реализации на основании решения Сентябрьского /1965г./ Пленума ЦК КПСС о
переходе от административных к экономическим методам управления нар
В 1959г., когда принимался семилетний план на 1959-1965гг., впервые была поставлена и научно обоснована задача интенсификации производства, с вторичного выдвижения которой на первый план начались и реформы в середине 80-х г. Промышленность может развиваться либо экстенсивным путем, либо интенсивным.
На первый взгляд, промышленность в г ...
Миф о Дедале и Икаре
На Крите жил грек Дедал, искусный архитектор, скульптор, изобретатель многих полезных инструментов. Он построил для царя лабиринт — здание с такими запутанными переходами, что, войдя в него, нельзя было найти выход. Дедал хотел покинуть Крит, но царь не отпускал его. Тогда Дедал сделал для себя и для своего сына Икара крылья из птичьих ...