История » Движение декабристов. Русская общественно-политическая мысль до и после 14 декабря 1825 года » «Русская правда» П. И. Пестеля и «Конституция» Н. М. Муравьева

«Русская правда» П. И. Пестеля и «Конституция» Н. М. Муравьева

Конституционный проект Пестеля «Русская правда» был плодом длительного и упорного труда. В данном документе намечалось 10 глав (о границах государства; о племенах Российское государство населяющих, о сословиях государства и т.д.), но написаны и окончательно отделаны лишь первые две главы и большая часть третьей. Остальные главы были только в черновом варианте, либо только в виде отрывков. Но, привлекая дополнительные документы, можно воссоздать представление о конституционном проекте Пестеля в целом и выделить следующие ключевые моменты:

§ Решительное и коренное уничтожение крепостного права, причем единственно возможным вариантом Пестель считал освобождение крестьян с землей

§ Аграрный проект: вся обрабатываемая земля в каждой волости делилась на две части – первая являлась общественной собственностью, другая – частной

§ Республиканский строй: законодательной властью обладал однопалатный парламент, исполнительной – «Державная дума» в составе пяти человек.

Проект Пестеля отражал взгляды радикальной части декабристов, «Конституция» Муравьева – умеренной.

Никита Муравьев выступал за конституционную монархию – политическую систему, в которой исполнительная часть принадлежала императору, а законодательная – парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения. В «Конституции» также подчеркивалась необходимость отмены крепостного права и личного освобождения крестьян. Помещичья земля считалась неприкосновенной, крестьянам предполагалось передать во владение приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.

Традиции и обычаи в Кондопожском крае
Как известно все традиции и обычаи, пришедшие к нам от дедов и прадедов это “рудимент" язычества. Для современного человека они не кажутся чем-то из ряда вон выходящим, т.к влияние церкви на нашу повседневную жизнь практически исчезла, что довольно прискорбно. Но в начале ХХ века церковь усиленно следила за жизнью и бытом населения ...

Постсоветский период историографии российского революционного терроризма
Конец XX столетия, как и его начало, ознаменовался волной террористических актов. Историческая наука не могла не отреагировать на этот вызов. Первоначально большое влияние на развитие историографии российского революционного терроризма оказывали тенденции политической декоммунизации. С позиций теории правого государства критиковал прак ...

Столыпинская программа государственно-правовой модернизации России
П.А. Столыпин (1862–1911) – один из крупнейших политических деятелей и реформаторов Российской империи конца XIX – начала XX вв. Но что мы знаем о нём? Наверное, ни один государственный деятель дореволюционной России сегодня не вызывает таких кривотолков и столкновений точек зрения, как Столыпин. Палач против героя, ничтожный карьерист ...