История » Движение декабристов. Русская общественно-политическая мысль до и после 14 декабря 1825 года » Формирование мировоззрения декабристов

Формирование мировоззрения декабристов

Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., мили в первые годы XIX в.

Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию крепостной России того времени. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины.

Они росли преимущественно в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.

Одни из них учились в Московском университете, другие – В Московской школе колонновожатых, третьи в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения, как говорили сами декабристы, были затронуты «духом времени». Крестьян в университет не допускали, но вместе со студентами-дворянами на скамьях сидели студенты-разночинцы. Разница между уровнем жизни тех и других резко бросалось в глаза: дворянские дети отличались от студентов-разночинцев даже формой – мундиром и шпагой. Кроме того, студенты-дворяне подъезжали к университету в экипажах, в сопровождении гувернеров – французов или англичан, а рядом по улице шли пешком к университету плохо одетые студенты-разночинцы.

Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день проводилось по несколько десятков баллов, а мещане и трудовая беднота ютились в стесненных условиях. Но в то же время во всех учебниках студенты читали о том, что «законы должны быть для всех граждан одинаковые». Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалась в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. В таких условиях и начали зарождаться первые революционные мысли в умах будущих декабристов.

Тайно, из рук в руки, студенты передавали запрещенную книгу великого русского писателя XVIII в. А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Но дело не ограничивалось только чтением запрещенных русских книг. С Запада свободно проникали произведения философов-просветителей: Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Студенты изучали конституции Франции, Англии, США. Идеи Западной Европы и Америки не являлись причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие.

Таким образом, декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним – около них был широкий круг сочувствующих.

Некоторые вопросы борьбы с проявлениями фашизма и вооруженного экстремизма в современных условиях
Вторая мировая война вовлекла в свою орбиту 61 государство, 80% населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, а также на морских и океанских просторах. Зачинщик войны, германо-итало-японский блок, расширяя агрессию, упорно стремился к завоеванию всего мира. На пути к этой цели непрео ...

Отношение центральной власти Турецкой республики к курдскому национально-освободительному движению. Курдский вопрос в Турции в период (1980 – 1989)
После государственного переворота в 1980 г., усилились репрессии турецких властей, которые нанесли значительный удар по курдскому движению. На протяжении рассматриваемого периода жандармерия и полиция действовала в Курдистане фактически в качестве оккупационной армии. В акциях подавления участвовали воинские части и силы безопасности, а ...

Ганзейский союз и Новгород
Ганзейская контора в Новгороде состояла из Готского и Немецкого дворов. Руководство конторой осуществляли непосредственно ганзейские города: сначала Висбю и Любек, в дальнейшем к ним присоединились ливонские города Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Великом Новгороде, организация быта и торговли во дворах, взаимоотноше ...