Формирование мировоззрения декабристов
Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., мили в первые годы XIX в.
Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию крепостной России того времени. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины.
Они росли преимущественно в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.
Одни из них учились в Московском университете, другие – В Московской школе колонновожатых, третьи в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения, как говорили сами декабристы, были затронуты «духом времени». Крестьян в университет не допускали, но вместе со студентами-дворянами на скамьях сидели студенты-разночинцы. Разница между уровнем жизни тех и других резко бросалось в глаза: дворянские дети отличались от студентов-разночинцев даже формой – мундиром и шпагой. Кроме того, студенты-дворяне подъезжали к университету в экипажах, в сопровождении гувернеров – французов или англичан, а рядом по улице шли пешком к университету плохо одетые студенты-разночинцы.
Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день проводилось по несколько десятков баллов, а мещане и трудовая беднота ютились в стесненных условиях. Но в то же время во всех учебниках студенты читали о том, что «законы должны быть для всех граждан одинаковые». Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалась в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. В таких условиях и начали зарождаться первые революционные мысли в умах будущих декабристов.
Тайно, из рук в руки, студенты передавали запрещенную книгу великого русского писателя XVIII в. А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Но дело не ограничивалось только чтением запрещенных русских книг. С Запада свободно проникали произведения философов-просветителей: Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Студенты изучали конституции Франции, Англии, США. Идеи Западной Европы и Америки не являлись причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие.
Таким образом, декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним – около них был широкий круг сочувствующих.
Удостоверение документа
Правила подписания документа по-прежнему определялись для каждого вида документа. Манифесты, именные указы Сенату имели собственноручные подписи царя. На копиях этих документов делалась запись: "На подлинном собственною е. и. в. рукою подписано: "Николай"[47].
Законы повторяли установленные в XVIII в. правила подписания ...
Политика официальных властей в восточных вилайетах Турции в
социально-экономическом и правовом аспектах. Экономическое
и социальное развитие Северо-Западного Курдистана
Курдский вопрос уже многие годы занимает особое место в общественном развитии Турции, поскольку он существенно влияет на социально-экономические, политические, национальные процессы и международные отношения. Сущность его состоит в экономической отсталости районов, в политическом бесправии курдского населения, медленном развитии его общ ...
Петровские флаги
Резкие перемены в знаменах и их функциях наступили в период царствования Петра Великого. В 1696 году появилось знамя, у которого на гербовом красном полотнище с белой каймой был изображен золотой под тремя коронами двуглавый орел с распростертыми и чрезвычайно высоко поднятыми крыльями, парящий над морским заливом, на груди его помещалс ...
