Формирование мировоззрения декабристов
Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., мили в первые годы XIX в.
Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию крепостной России того времени. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины.
Они росли преимущественно в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.
Одни из них учились в Московском университете, другие – В Московской школе колонновожатых, третьи в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения, как говорили сами декабристы, были затронуты «духом времени». Крестьян в университет не допускали, но вместе со студентами-дворянами на скамьях сидели студенты-разночинцы. Разница между уровнем жизни тех и других резко бросалось в глаза: дворянские дети отличались от студентов-разночинцев даже формой – мундиром и шпагой. Кроме того, студенты-дворяне подъезжали к университету в экипажах, в сопровождении гувернеров – французов или англичан, а рядом по улице шли пешком к университету плохо одетые студенты-разночинцы.
Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день проводилось по несколько десятков баллов, а мещане и трудовая беднота ютились в стесненных условиях. Но в то же время во всех учебниках студенты читали о том, что «законы должны быть для всех граждан одинаковые». Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалась в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. В таких условиях и начали зарождаться первые революционные мысли в умах будущих декабристов.
Тайно, из рук в руки, студенты передавали запрещенную книгу великого русского писателя XVIII в. А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Но дело не ограничивалось только чтением запрещенных русских книг. С Запада свободно проникали произведения философов-просветителей: Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Студенты изучали конституции Франции, Англии, США. Идеи Западной Европы и Америки не являлись причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие.
Таким образом, декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним – около них был широкий круг сочувствующих.
Политика «холодной войны» и «атомная дипломатия»
Появление атомного оружия изменило всю международную политику и дипломатию. 25 апреля 1945 года состоялась встреча Трумэна в Овальном кабинете Белого дома с двумя собеседниками. Военный министр Стимсон впервые привел тогда к новому президенту начальника «Манхэттенского проекта» генерала Гровса. Гровс подробно проинформировал Трумэна о « ...
Компромиссы по рабочему и национальному вопросам
В рабочем вопросе правительство П.А. Столыпина старалось удовлетворить некоторые экономические требования рабочих, чтобы поднять их жизненный уровень и отвлечь от участия в политической борьбе. Не смотря на сопротивление промышленников, правительство добилось принятия законов о 10-часовом рабочем дне, страховании на случай болезни и нес ...
Новая экономическая политика: причины,
суть, последствия
Причины:
Экономический и политический кризис после гражданской войны и из-за политики "военного коммунизма".
Население России сократилось на 10 млн. человек;
промышленное производство уменьшилось в 7 раз, закрылись многие предприятия;
рабочие оказались на улице, резко упала производительность труда;
в полнейшем упадке был ...