Поучение Владимира МономахаСтраница 3
Владимир Мономах дал в своем письме к Олегу образец того, как надо прощать противнику даже смерть сына, - ибо смерть невозвратима, заботу же необходимо проявлять только о живых. Вот почему письмо к Олегу тесно примыкает к "Поучению" и по содержанию, и по ходу изложения. Оно как бы продолжает заключительные слова "Поучения", где Мономах говорит: "а иже от бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти". Не мог отнять у смерти своего сына и Владимир Мономах. Не исключена возможность, что свое смелое и сильное письмо именно сам Владимир Мономах присоединил к "Поучению" в качестве практического образца нового поведения.
Громадная политическая тема - подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй - была разрешена в "Поучении" с удивительным художественным тактом. Весь тон "Поучения" - задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный - строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего "Поучения", когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он "в печали" взял Псалтирь, а затем собрал "словца си любая и складох по ряду и написах". Вынувшийся Мономаху стих из Псалтири: "векую печалуеши, душе?", "будучи обращен к гадающему, как бы сам собой присваивал его душевному строю названье печалования; а слово это на языке той эпохи значило много больше, чем значит теперь - к этому верному наблюдению исследователя "Поучения" - В. Л. Комаровича добавим от себя, что слово "печалование" имело в Древней Руси именно тот политический оттенок, который требовательно лежит на всем "Поучении". Печалование означало заступничество старших за младших и обиженных.
Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги.Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви. Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.
Большую роль Владимир Мономах отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”
Свое знаменитое «Поучение» Владимир Мономах создал на закате жизни и многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей, расходилось с заповедями, изложенными в произведении, но тем более эта исповедь, на наш взгляд, была удивительна.
Коллективизация с\х 1-3 пятилетки, цели, осуществления. Итоги и последствия
коллективизации
Коллективизация СССР.
К середине 20-х годов наша страна на основе реализации новой экономической политики достигла значительных успехов в укреплении хозяйственного и политического положения. Приближалась к концу работа по восстановлению народного хозяйства. В 30-е годы в СССР была решена еще одна крупнейшая проблема - было проведено п ...
Турецкое законодательство
В Османской империи законодательство развивалось по двум самостоятельным линиям. Первая у них была связана с принципами общемусульманского права и соответствовала официально принятому в империи толкованию халифатской правовой школы, наиболее гибкой из всех мусульманских правовых школ. В соответствии с её предписаниями решения принималис ...
Начало организации второго ополчения
Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения. В нижегородском гарнизоне всех воинов было порядка 750 человек. Тогда пригласили из Арзамаса служилых людей из смолян, которые были изгнаны из Смоленска после занятия его поляками. В аналогичном положении оказались вязьмичи и ...
