Поучение Владимира МономахаСтраница 3
Владимир Мономах дал в своем письме к Олегу образец того, как надо прощать противнику даже смерть сына, - ибо смерть невозвратима, заботу же необходимо проявлять только о живых. Вот почему письмо к Олегу тесно примыкает к "Поучению" и по содержанию, и по ходу изложения. Оно как бы продолжает заключительные слова "Поучения", где Мономах говорит: "а иже от бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти". Не мог отнять у смерти своего сына и Владимир Мономах. Не исключена возможность, что свое смелое и сильное письмо именно сам Владимир Мономах присоединил к "Поучению" в качестве практического образца нового поведения.
Громадная политическая тема - подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй - была разрешена в "Поучении" с удивительным художественным тактом. Весь тон "Поучения" - задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный - строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего "Поучения", когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он "в печали" взял Псалтирь, а затем собрал "словца си любая и складох по ряду и написах". Вынувшийся Мономаху стих из Псалтири: "векую печалуеши, душе?", "будучи обращен к гадающему, как бы сам собой присваивал его душевному строю названье печалования; а слово это на языке той эпохи значило много больше, чем значит теперь - к этому верному наблюдению исследователя "Поучения" - В. Л. Комаровича добавим от себя, что слово "печалование" имело в Древней Руси именно тот политический оттенок, который требовательно лежит на всем "Поучении". Печалование означало заступничество старших за младших и обиженных.
Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги.Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви. Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.
Большую роль Владимир Мономах отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”
Свое знаменитое «Поучение» Владимир Мономах создал на закате жизни и многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей, расходилось с заповедями, изложенными в произведении, но тем более эта исповедь, на наш взгляд, была удивительна.
Кризис
1923 г «ножницы цен»
В 1923 г. разразился кризис из-за «ножниц цен». Суть его была в том, что цены на промышленную продукцию высоки, а на сельскохозяйственную - низки. Почему существовала такая диспропорция? Во-первых, государство вполне сознательно шло на это, пытаясь таким образом выкачать деньги на индустриализацию из деревни. Во-вторых, в деревне продук ...
АлександР III как
государственный деятель
Великий князь Александр Александрович был вторым сыном императора Александра II и потому с детства готовился не к управлению страной, а к военной карьере. Наследником престола он стал в 1865 г. после неожиданной смерти старшего брата великого князя Николая Александровича. Только с этого времени он стал получать фундаментальное образован ...
Рождение российского самодержавия и церковь в
середине XV - начале XVI века. Утверждение автокефалии
Русской Православной Церкви и разделение ее на две митрополии
После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще до его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима. Осенью 1433 года Гера ...
