История » Нарастание кризисных явлений в технико-экономической и социально-политической жизни страны в 70 – начале 80 гг. » Образование, наука, культура.

Образование, наука, культура.
Страница 1

В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников. Так, в конце 70-х гг. примерно 70% учащихся занимались в школах, построенных за последние 20 лет.

В то же время стала проявляться тенденция снижения уровня подготовки в общеобразовательной школе.

Снижался уровень подготовки специалистов и в системе высшего образования. За 15 лет, т.е. с 1970 по 1985 гг. число вузов увеличилось с 805 до 894, а число студентов сократилась соответственно с 4,9 до 4,4 млн. человек. Материальная база большинства вузов оставалась устаревшей, что не позволяло серьезно рационализировать учебный процесс.

В несколько лучшем положении находилась наука. На научные исследования выделялись значительные финансовые расходы. Открывались научно-исследовательские институты и центры.

Особенно впечатляющими были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математики, различных областях химии, биологии и других научных направлениях, результаты которых были тесно связаны с обороной и космической техникой. Так, в ноябре 1970г. советская автоматическая станция “Лна-17” доставила на Луну первый в мире самоходный космический робот-исследователь «Луноход-1». Этот робот проложил свою первую лунную трассу и передал на Землю (на расстояние почти 400 тыс. км.) сведения о свойствах лучшего грунта, о действиях космических лучей, о радиации и т.п. Развивалось советско-американское сотрудничество в области освоения космоса. Совместный полет в 1975г. космических кораблей “Союз” и “Аполлон” стал убедительным подтверждением научно-технологических возможностей каждой из стран.

Однако в планировании научно-исследовательских работ были и серьезные просчеты. Так, неверная концепция развития отечественной вычислительной техники и информатизации, принятая в начале 1970-х гг. , привела к серьезному отставанию СССР в этой области от передовых развитых индустриальных держав мира, а экологически опасная программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию - к бессмысленной трате огромных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Реализация этой программы могла бы к тому же обернуться страшной катастрофой.

В искусстве и литературе появились в этот период произведения, которые касались различных сторон жизни общества, вызывали повышенный интерес у зрителей и читателей. Руководство страны приветствовало разработку писателями и драматургами производственной тематики, где герой - новатор производства, борец против косности и бюрократизма чиновников.

Вместе с тем в культуре и литературе в эти годы стал проявляться отход от анализа острых проблем современности. Трактовка же советского прошлого шла в русле успешного продвижения вперед, хотя и с трудностями, но всегда преодолимыми. Во многом это объяснялось партийными установками о недопустимости в культуре двух крайностей - как “очернительства”, так и “лакировки действительности”. Началось ужесточение политического климата, возникла угроза реанимации сталинщины. Ряд творческих деятелей выступил за продолжение либерализации в обществе, начатого в период хрущевской “оттепели”, в защиту свободомыслия.

В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств появились целые группы несогласных с правящим режимом и открыто выступивших в защиту прав и гражданских свобод. Это движение потом стало называться диссидентским. Диссиденты использовали различные формы протеста: составление “петиций” в адрес советского руководства, нелегальное печатное и распространение “самиздата” (т.е. работ, изданных в бесцензурной печати), организация публичных выступлений на митингах, обращение к общественным движениям на Западе, публикация на Западе литературных произведений с антисоветской направленностью.

С середины 70-х гг. начался новый - “хельсинский” - этап диссидентского и правозащитного движения. В мае 1976 г. физиком Ю.Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Она собирала и анализировала материалы о нарушениях прав человека в Советском Союзе и направляла свои отчеты правительствам всех стран - участниц совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г. в Хельсинки.

Против действий диссидентов органы власти предпринимали меры: одних арестовывали и судили, других помещали в психиатрические больницы, третьих депортировали за границу и лишали гражданских прав. Многие диссиденты эмигрировали.

Диссидентское движение не было многочисленным, насчитывало всего несколько сотен человек, в основном из сферы интеллигенции. Оно не имело мощной поддержки в советском обществе. И если это движение нашло определенное признание за рубежом, то благодаря деятельности таких широко известных личностей, как академик А.Сахаров и писатель А.Солженицин.

Страницы: 1 2

Боги покровители хозяйства
Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ремесел — есть свои боги-покровители. Бог виноделия Дионис научил людей разводить виноград и делать вино. В честь него устраивали праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. Когда греки начали обрабатыват ...

Сталинградский фронт.
Одновременно с наступлением на юге, немецкие войска рвались к Волге, чтобы овладеть Сталинградом, а тем самым лишить Советский Союз южных путей сообщения с нашими союзниками по антигитлеровской коалиции и нефтяными районами Кавказа. К середине июля, отбросив наши войска за Дон от Воронежа, войска противника завязали бой в большой излуч ...

Резолюция на документе
Резолюция дополняет характеристику документа XVIII в. В ней выражалось отношение начальствующего лица к существу разрешения вопроса: "разрешить", "отклонить". На указе "О должности Сената" проставлена собственноручная резолюция Петра I: "Поступать по сей, а старую ради ее неполноты отставить"[40] ...