История » Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв. » Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине 19 века.

Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине 19 века.
Страница 5

Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия). Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития. XX век этот приговор можно сказать пересмотрел. Российский «эксперимент», основанный на западноевропейской модели прогресса, потерпел тяжелое поражение. Потому что уничтожили святая святых - общину, артель, назвав это «великим переломом», - по сравнению с которым «перелом», пережитый страной в эпоху Петра, был не более чем легкой коррекцией ее естественного развития.

[1] Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952

[2] История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общей ред. члена корреспондента РАН, док. юр. наук, проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. с 364-368

[3] См: Радищев А.Н. Сочинения, тт. 1–2. М. – Л., 1941

[4] но стоит отметить, что, будучи сторонником идеи «естественного права» и всегда отстаивая представления о естественной природе человека («в человеке никогда не иссякают права природы»), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное.

[5] План революционного переворота, подробно разработанный на заседаниях декабристов в квартире Рылеева, предполагал воспрепятствовать присяге, поднять сочувствующие декабристам войска, привести их на Сенатскую площадь и силой оружия не допустить Сенат и Госсовет принести присягу новому императору «Диктатором» предстоящего собрания был избран кн. С. Трубецкой, опытный военный, участник войны 1812, хорошо известный гвардии.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Н. А. Троицкий «За что я люблю народовольцев»
Оценка в исторической литературе деятельности организации «Народная воля» неоднозначна. Для примера в работе приведены выдержки размышлений нашего современника Н.А.Троицкого. «…Защищать их я буду от модной сегодня тенденции к посрамлению «Народной воли». Итак, за что я люблю народовольцев? За то, что они – не без исключений, конечно, ...

Поучение Владимира Мономаха
Русская литература XI-XII вв. удивительна по своему характеру. Почти каждый памятник литературы этой эпохи воспринимается как своего рода небольшое чудо. Правда, каждое из этих чудес в той или иной мере объясняется литературоведами: мы можем вскрыть его истоки в русских, византийских и других книжных традициях, в общественной жизни Руси ...

Древнейший общественный строй. Gentes, curiae. – патриции, клиенты, плебеи
Древнейший исторически известный общественный строй у всех арийцев покоится на родовом принципе. В своем теоретически чистом виде родовой принцип заключается в том, что род, то есть естественно разросшийся союз семейств, происшедший в более или менее отдаленном прошлом от одного общего родоначальника, является ни от какой власти не зави ...