История » Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв. » Декабристы и их место в истории освободительного движения в России

Декабристы и их место в истории освободительного движения в России
Страница 3

Павел Иванович Пестель (1793-1826) родился в Москве в семье крупного чиновника. П.И. Пестель получил домашнее образование, продолжив его в Германии, а по возвращении в Россию окончил первым учеником Пажеский корпус. В 1812г. стал участником Отечественной войны, проявил недюжинную храбрость и был награжден золотым именным оружием. В 1821 г. был произведен в чин полковника, и перед ним открывалась блестящая военная карьера. Но он избрал другой жизненный путь.

В 1823 г. Южное общество разделилось на Тульчинскую, Каменскую и Васильковскую управы. Тогда же в качестве "программного документа был принят конституционный проект П.И.Пестеля - "Русская правда". Составленный в весьма радикальном духе, он предусматривал установление в России республики в форме унитарного государства, ликвидацию крепостного права с наделением крестьян землей (при этом половина земельных угодий в каждой волости должна была находиться в частной, а половина - в общественной собственности) и т.п. Антифеодальная направленность "Русской правды" бесспорна. Вместе с тем в этом документе была отчетливо выражена идея всемогущества государства, жестко контролирующего индивида, жертвующего интересами отдельного гражданина во имя общего блага. Буржуазный характер многих положений "Русской правды" сочетался с явными антибуржуазными элементами уравнительного социализма.

Осенью 1823 г. в Петербурге возникло Северное общество. Его основателями были Н.М.Муравьев, Н.И.Тургенев, М.С.Лунин, С.П.Трубецкой и другие. Программу для Северного общества разрабатывал Н.М.Муравьев.

Никита Михайлович Муравьев (1796-1843). Родился в Петербурге, в семье, принадлежащей к крупной землевладельческой аристократии. Домашнее образование он получил под руководством отца, который был воспитателем царевичей Александра и Константина и попечителем Московского университета. Учился в университете на математическом факультете, не окончив который ушел добровольцем в действующую армию в 1812 г. в 1816 г. по возвращении из Парижа в Москву Муравьев становится членом нескольких оппозиционных организаций: масонской ложи «Трех добродетелей», «Союза спасения», «Союза благоденствия», а затем и правителем Северного общества. Арестован он в декабре 1825 г., осужден по первому разряду и приговорен к каторжным работам на двадцатилетний срок. Умер в 1843 г. и похоронен в селе Урик Иркутской губернии.

Его "Конституция", базировавшаяся, в отличие от "Русской правды", на принципе приоритетного обеспечения прав личности, предусматривала федеративное устройство России, установление конституционной монархии, ликвидацию крепостного права (при сохранении за помещиками земли в гораздо большей доле, чем предполагал П.И.Пестель). Н.М.Муравьев и большинство северян высказывались за созыв после свержения старой власти Учредительного собрания, в то время как П.И.Пестель был сторонником установления в стране диктатуры временного правительства, призванного провести в жизнь положения "Русской правды". "Конституция" Н.М.Муравьева не была принята Северным обществом в качестве программы. С 1823 г. в Обществе после вступления него К.Ф.Рылеева усиливаются позиции республикански настроенного крыла.

Следует отметить, что совершенно самостоятельно, независимо от упомянутых обществ на Украине возникла еще одна тайная революционная организация – Общество соединенных славян (создано в 1818 г.). Сначала эта организация называлась Обществом первого согласия, а затем - в течение некоторого времени - Обществом друзей природы. Его основателями были два брата юнкера А.И. и П.И.Борисовы. Главной целью общества, имевшего антисамодержавную и антикрепостническую направленность, являлись создание федерации славянских народов. Большинство членов организации принадлежали к младшему офицерству, выходцам из среды малоимущего дворянства. В 1825 г. "славяне" слились с Южным обществом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.
Заключение австро-венгерского соглашения в 1867 г. привело к тому, что Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгрию. Единое абсолютистское государство превратилось в двухцентровое. Формой государственного правления стала дуалистическая монархия, состоящая из двух парламентских монархий, которые сохраняли суверенитет и имели д ...

Традиционалистско-мусульманская парадигма развития политико-религиозных отношений. Ислам как фундаментальная основа Оттоманской империи (1517-1871 гг.)
Традиционно принято считать, что тюрко-сельджукские кочевые племена, от которых нынешние турки ведут своё происхождение, приняли ислам в конце X в. Сами турки связывают начало своей истории с именами Османа [Османа I Гази] и его сына Орхана [Урхана]. Некогда кочевники, турки-османы всего за немногим более полутора веков овладели обширно ...

Взятие Иерусалима.
На рассвете 7 июня 1099 г. крестоносцы впервые увидели Иерусалим с горы, названной ими Монжуа.[34] Началась осада города. На тот момент в войске крестоносцев было, как сообщает в «Истории франков, которые взяли Иерусалим» Раймунд Ажильский, не более 12 тыс. человек, а рыцарей – 1200-1300. Мужское население осажденного города составляло ...