История » Причины неэффективности социальной адаптации пауперов в Англии в 16-ом веке » Пауперизм как основной источник дохода

Пауперизм как основной источник дохода
Страница 1

Слово бродяга и нищий всегда ассоциируются с такими понятиями, как бедность и нужда. Именно по этой причине люди превращались в маргиналов, это же бремя они продолжали нести всю свою оставшуюся жизнь. В то же время приходится признать тот факт, что, несмотря на отсутствие постоянной работы, пауперы всё же изыскивали средства к существованию. Боле того, нередко возникала парадоксальная ситуация, при которой нищенский «промысел» приносил куда большие доходы, чем реальная работа. В этом отношении весьма показательны исследования, проведённые среди китайских безработных в 30-ые годы XX века: тогда многие уволенные рабочие к удивлению отмечали, что когда их семья стала жить за счёт сбора подаяний, общее благосостояние значительно выросло – пусть даже и в ущерб репутации[28].

Нет оснований считать, что ситуация в Англии XVI века имела какие-то принципиальные отличия. Напротив, многие современники отмечали, что доходы нищих зачастую с лихвой хватало не только на обеспечение насущных нужд, но и позволяли накопить определённые средства. Особенно, это касалось профессиональных нищих – со временем адаптируясь к этой роли, они совершенствовали и осваивали новые, более действенные средства воздействия на потенциальных подающих, их самосознание трансформируется с учетом повседневной действительности. Помимо дохода в этой «работе» просматривались и другие явные преимущества, например, ненормированный рабочий день, относительная личная свобода, легкие деньги и пр. В ситуации, когда человек зарабатывает попрошайничеством больше, чем стоя в недавнем прошлом у станка, любые попытки социальных работников, направленные на реабилитацию нищих, зачастую оказываются неэффективными[29].

Собиравших милостыню пауперов можно было, опять-таки, согласно классификации Гаррисона, выделить две основные категории. К первым относились «легитимные» нищие, занимающие данную социальную нишу ввиду своей физической нетрудоспособности – пожилые люди, калеки, больные и малолетние дети. Данная категория была, одной из немногих, пользовавшихся определённой протекцией со стороны государства. Так, английская монархия юридически разрешила им заниматься сбором милостыни, составлявшей основу существования данной категории лиц. Ещё при Генрихе VIII неспособные к физическому труду нищие получали свидетельства, разрешавшие им сбор подаяния, правда, обычно в пределах своей сотни, что отражало стремление властей прикрепить паупера к одному месту. Ещё одной мерой по поддержанию этой категории стала организация общественной помощи. Тогда же на местах начали организовывать пункты, где находились пища и одежда для бедняков. Известны случаи, когда в пользу этой категории делали крупные пожертвования состоятельные люди. Так, умерший в 1527 году серебряных дел мастер Генри Смит в своем завещании указал, что часть его средств следует раздать бездомным нищим[30].

В целом, положение этой группы можно характеризовать, как относительно стабильное. Люди имели пускай и скудный, но надёжный источник существования, и, ввиду своей нетрудоспособности, едва ли могли рассчитывать на что-то большее. Соответственно, это порождало у людей чувство пассивности и безразличия, отсутствие желания что-то менять в своей жизни.

Разумеется, эти чувства были присущи и другой категории – «злостным» бродягам, хотя и в меньшей степени. Некоторые из них, напротив, смотрели на свои нищенские занятия не как на способ существования, а как на способ заработать, причём, нередко способ довольно прибыльный. Наряду с «легальными» попрошайками у прохожих выклянчивали деньги и вполне трудоспособные лица. Нередко, стремясь разжалобить прохожих, они имитировали всевозможные раны и увечья. В частности, в «Английском бродяге» указано, что многие пауперы, чтобы разжалобить прохожих, делали себе искусственные язвы на коже. Для этого изготовлялась смесь негашеной извести, мыла и ржавчины. Эту мазь приматывали к ноге, после чего она начинала быстро разъедать кожу, на которой возникали ужасные на вид язвы. Многие бродяги считали, что эти увечья кормят их, дают средства к существованию. Данный факт был в то время хорошо известным и у многих вызывал иронию. В 1550 году поэт Кроули даже написал по этому поводу следующее ироническое стихотворение:

Я видел двух нищих калек под забором,

Страницы: 1 2 3

Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в.
Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в. Азербайджан всегда притягивал внимание русских своими торговыми доходами и геополитическим расположением, что привело к тому, что российское п ...

Таблица Менделеева
В 1869 году независимо от Мейера в «Журнале Русского химического общества» появилась таблица периодической системы более полная, чем какая-либо из опубликованных до тех пор. Автор, Менделеев, был крупным химиком и профессором в Петербурге. Он не только констатировал периодичность физических и химических свойств элементов как функцию ато ...

Декабристы и их место в истории освободительного движения в России
Победа над Наполеоном в Отечественной войне, наряду с успешной кампанией в составе антифранцузской коалиции 1813-1814 гг., не только изменила соотношение сил на континенте в пользу России и укрепила ее международный престиж. Не меньшее, а, пожалуй, и большее значение она имела для развития внутренней ситуации в России. Победа укрепила п ...