История » Отечественная история » Основные направления и особенности развития России в XVII в.. Усиление абсолютистской тенденции при первых Романовых

Основные направления и особенности развития России в XVII в.. Усиление абсолютистской тенденции при первых Романовых

После преодоления последствий Смуты началось ускорение социально-экономического и культурного развития страны как за счет использования традиционных форм, так и путем появления новых тенденций. Сохранился и даже усилился феодальный характер экономики, так как Соборное Уложение 1649 г. ввело бессрочный сыск беглых крестьян, навсегда отменив Юрьев день. При этом стали развиваться товарно-денежные отношения, на основе сложившейся специализации регионов шло формирование всероссийского рынка. В рыночные отношения стали втягиваться наиболее крупные боярские вотчины и монастырские владения. Еще ярче новые черты проявились в городском производстве: на основе промыслов складывалась домашняя промышленность, ремесло превращалось в мелкотоварное производство, заметным явлением стали мануфактуры, создаваемые государством и частными лицами и основанные на принудительном или вольнонаемном труде. Постепенно увеличивалась доля городского населения, хотя по-прежнему города сохраняли аграрный облик. Государство проводило протекционистскую торговую политику, о чем свидетельствуют Торговый устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. Усиление эксплуатации населения, ограничение прав и вольностей казачества и других категорий населения обостряли социальную напряженность, вызывали серьезные народные волнения (Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., восстание Степана Разина 1667-1671 гг.), не случайно семнадцатое столетие назвали «бунташным веком». Но результатом волнений становилось все большее ограничение свободы и усиление феодальной зависимости населения.

Значительно ускорилось развитие образования и культуры, накопление научных знаний. Начался процесс секуляризации культуры и ее европеизации. Определенную роль в этом сыграли церковные реформы патриарха Никона 1650-1660 гг., которые модернизировали церковь, но одновременно ослабили ее позиции в стране, помогли решить вопрос о «священстве» или «царстве» в пользу светской власти. Общество быстрее стало освобождаться от церковного контроля, а культура приобретать мирской характер.

Значительно окрепла царская власть, все больше приобретая черты абсолютизма: с середины XVII в. перестают созываться Земские соборы, падает роль Боярской думы - из-за расширения состава она превращается в громоздкий, неповоротливый орган, которым легко манипулировать и который цари часто подменяют небольшой по размеру Ближней или Тайной думой. Основной опорой власти становится служилая бюрократия в центре и на местах. Система приказов достигает расцвета, только постоянных насчитывалось 25-26, общее же их число превышало 80. В уездах власть концентрировалась в руках назначаемых царем воевод, руководство которыми он осуществлял через Разбойный приказ. Об усилении царской власти говорило появление таких ведомств, как Тайный и Монастырский приказы.

В XVII в. значительно расширилась территория государства на Востоке (за счет присоединения Восточной Сибири и Дальнего Востока) и на западе (в результате русско-польской войны 1654-1667 гг. Россия возвратила смоленские и северские земли и приобрела Восточную (Левобережную) Украину). Результаты этой войны окончательно закрепил «вечный мир» с Речью Посполитой 1686 г., который положил начало военному союзу стран, направленному против Турции. Но попытки выйти на берега Черного моря в ходе Крымских походов 1687 и 1689 гг. оказались неудачными, так же как война со Швецией 1656-1658 гг. Россия осталась закрытой сухопутной страной, что серьезно сдерживало ее дальнейшее развитие.

Идеология сталинизма
К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм - государственно-партийная идеология, отождествляется со сталинизмом (Сталин как продолжатель дела Маркса и Ленина). Всякое инакомыслие в партии подавлялось. Сталин писал труды по истории, философии, языкознанию, марксизму, выступал как главный теоретик партии, и все его идеи были вне критики. В шк ...

Взятие Иерусалима.
На рассвете 7 июня 1099 г. крестоносцы впервые увидели Иерусалим с горы, названной ими Монжуа.[34] Началась осада города. На тот момент в войске крестоносцев было, как сообщает в «Истории франков, которые взяли Иерусалим» Раймунд Ажильский, не более 12 тыс. человек, а рыцарей – 1200-1300. Мужское население осажденного города составляло ...

Церковь и каноническое право в Средневековой Европе
Новая религия – христианство, в обстановке разложения и гибели Западной римской империи не рассматривалась вначале как новая идея, способная объединить и возродить общество. Во-первых, продолжал жить гордый дух республиканства, не допускающий деспотической власти ни Бога, ни императора. Во-вторых, умирающий античный строй категорически ...