Формационный и цивилизационный подходы к историиСтраница 2
Арнольд Тойнби (1889-1975) определял цивилизацию как особое общество, основой которого является религия. Таких обществ он выделял около двадцати, подчеркивая, что в XX веке их сохранилось пять: западное католическое, восточное византийско-православное, исламское, индуистское и дальневосточное. Остальные погибли, но не потому, что прошли свой путь до конца, а потому, что нарушили законы развития. Главными из них Тойнби считал закон непрерывного движения, а также закон постоянства и однонаправленности движения («Цивилизации представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа, они не только не могут пребывать в состоянии покоя, но не могут и произвольно менять направление, как если бы они двигались по улице с односторонним движением»[1]).
Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.
Преобладание консервативных тенденций во внутренней политике Александра I ускорило процесс формирования политической оппозиции в лице определенной части дворянства.
В 1816-1825 гг. в дворянской среде возникли тайные организации, поставившие своей целью провести социально-экономические и политические преобразования.
Первое тайное общес ...
Незащищённость как состояние и как процесс
К началу трансформационных процессов в Казахстане оказались экономически и социально незащищенными в наибольшей степени три категории населения:
сельское население, которое на протяжении десятилетий было систематически лишено доступа к ряду основных средств жизнеобеспечения;
пенсионеров, особенно одинокие;
этническое меньшинство - не ...
Западное, Южное восточное направл. Внешней политики Ивана Грозного и ее
итоги
Внешняя политика
.
К середине XVI в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполитических задач. Ведущими были два направления внешней политики:
> восточное — борьба с Турцией и находившимися под влиянием Османской империи Крымским, Астраханским и Ногайским ханствами; царь хотел объединит ...