История » Екатерина Великая

Екатерина Великая
Страница 5

Вскоре были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.

Политика Екатерины II в области просвещения позже принесла плоды - возникло уникальное явление мировой культуры - русская дворянская культура ХIХ века, которая и по сей день имеет непреходящее значение.

Внешняя политика

Вопросы внешней политики были для Екатерины II первостепенными. Петр I завоевал для России выход к морю на Балтике. Но для развития торговли, для защищенности границ на юге России нужны были берега Черного и Азовского морей. Это неизбежно должно было привести к столкновению с Османской империей (Турцией)- владычицей Черного моря. Усиление России беспокоило крупные европейские страны - Англию, Австрию, Францию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Османскую империю и тем самым ослабить обеих.

Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг. В 1768 г. Турция, поддер-живаемая Францией, начала военные действия против России на Украине и на Кавказе. Началась первая в правление Екатерины II русско-турецкая война. В 1770 г. на притоках реки Прут - Ларге и Кагуле - полководец П.А. Румянцев разгромил турецкую армию. Блестящие победы были одержаны на море. Своего флота на Черном море у России не было. Немногочисленная русская эскадра под руководством адмирала Г.А. Спиридова вышла из Балтики, обогнула Европу и вошла в Средиземное море. Здесь руководство боевыми действиями взял на себя А.Г. Орлов. Русское командование пошло на военную хитрость. В 1770 г. весь турецкий флот удалось заманить в тесную Чесменскую бухту, запереть и ночью поджечь. Турецкий флот сгорел в Чесменской бухте за одну ночь. В 1771 г. русские войска заняли все основные центры Крыма. (Крым с 1475 г. находился под покровительством Турции. Для России Крым являлся "разбойничьим гнездом" и представлял большую опасность.) В 1772 г. крымский хан Шагин-Гирей провозгласил независимость Крыма от Турции. Это стало первым этапом присоединения Крыма к России.

В правление Екатерины II расцвел военный талант великого русского полководца А.В. Суворова (1730 - 1800 гг.). Его военная служба началась в 18 лет. Служба всецело поглотила его. Молодого офицера интересовало буквально все: военная подготовка солдата, его быт, здоровье. В то время системы подготовки солдат (рекрутов) в русской армии не было. От этого солдаты, вчерашние крестьяне, гибли в первых же боях. А.В. Суворов стал первым разрабатывать систему правил поведения в бою специально для солдат. Чтобы донести "соль" (основное содержание) военной науки до неграмотного солдата, правила поведения в бою А.В. Суворов оформил в виде пословиц и поговорок. Стройная система обучения солдат была изложена в знаменитой книге "Наука побеждать". Суворов считал, что победу в сражении приносит не численный перевес, а боевой дух солдата. Укрепляет дух солдата - любовь к родине, гордость национальной принадлежностью, вера в Бога. Сам А.В. Суворов был истинным христианином, и религиозному воспитанию солдат придавал первостепенное значение. Перед боем совершались молебны. Перед решающими сражениями А.В. Суворов заставлял солдат надевать чистое белье, все участвовали в молебне. После боя прямо на поле по убитым также совершались молебны, причем А.В. Суворов пел сам вместе с певчими.

И неграмотные крестьяне у прославленного полководца превращались в чудо - богатырей. Войска А.В. Суворова стали побеждать любого неприятеля. Так, в 1773 г. войска Суворова взяли турецкие крепости Туртукай, а в 1774 г. - Козлуджу. В 1774 г. в болгарской деревушке Кючук - Кайнарджи был подписан мирный договор:

Турция признавала независимость Крыма;

Россия получила право беспрепятственного плавания по Черному морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы;

Россия получала право иметь свой флот на Черном море;

Грузия освобождалась от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию;

права православных народов в Османской империи (молдаван, греков, румын, грузин и др.) расширялись.

В 1783 г. русские войска без всякого предупреждения вошли в Крым. Турецкий султан ничего не смог сделать. Крымское ханство было ликвидировано, Крым вошел в состав России. России отошли обширнейшие территории северного Причерноморья. Они получили название Новороссии. Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит Екатерины II Г.А. Потемкин. Он и занялся обустройством этого края и строительством Черноморского флота.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Развитие промышленности и сельского хозяйства в пореформенный период (60-90-е гг. XIX в.). Формирование в России индустриального общества
Реформы Александра II создали условия для модернизации страны, значительного ускорения ее экономического развития. Особенно заметно это проявилось в промышленности. После короткого периода ее кризиса, вызванного отменой крепостного права, благодаря появлению свободной рабочей силы и капиталов, началось бурное развитие промышленного прои ...

Важнейшие итоги войны
Великая Отечественная война закончилась полной военно-политической, экономической и идеологической победой Советского Союза. Это предопределило исход Второй мировой войны в целом. Победа над фашизмом – событие всемирно-исторического значения. Каковы же важнейшие итоги войны? Главный итог победоносного завершения Великой Отечественной в ...

Сферы деятельности
Для всех сфер творчества Тихомирова-исследователя, профессора, организатора науки характерна особая просветительская направленность. Это обусловлено, видимо, не только демократическими традициями русской науки, литературы и искусства, близкими душе его, но и опытом близкой служебной деятельности: в музее, библиотеке, средней школе. Тихо ...