История » Государственное управление в России в XIX веке - эпоха реформ и контрреформ » Управление национальными окраинами в XIX веке

Управление национальными окраинами в XIX веке

Российская империя была многонациональным государством, на территории которой проживали разные народы. В XIX в. все ещё происходил её территориальный рост. В состав России были включены Финляндия (1809 г.), Бессарабия (1812 г.), Польша (1815 г.), Кавказ (первая половина XIX в.) и Средняя Азия (60 – 80-е гг. XIX в.).

Царство Польское с 1815 по 1830 г. имело свою конституцию. Российский император был одновременно польским царём и осуществлял верховное управление через наместника. Законодательная власть принадлежала Сейму. В административном отношении Царство Польское подразделялось на воеводства и поветы.

После восстания 1830 – 1831 гг. польская конституция и Сейм были упразднены, а воеводства и поветы переименовались соответственно в губернии и уезды. На территории Польши была размещена действующая армия. В 1874 г. была упразднена должность наместника.

Финляндия имела статус великого княжества (её великим князем был российский император). В ней также существовал свой законодательный орган – Сейм, избиравшийся сословиями. С конца 80-х гг. XIX в. усилилось наступление правительства на финляндскую автономию.

В 1822 г. была проведена реформа управления Сибирью. Она включала изменение административно-территориального деления, упорядочение препровождения и размещения ссыльных каторжан и принятие Устава об инородцах. По этому уставу всё нерусское население Сибири подразделялось на три категории: бродячих, кочевых и оседлых. К началу ХХ в. на территории Сибири существовало 4 губернии (Тобольская, Томская, Енисейская и Иркутская) и 4 области (Забайкальская, Амурская, якутская и Приморская).

С 1801 по 1876 г. три прибалтийские губернии – Курляндская, Лифляндская и Эстляндская – объединялись в единое Прибалтийское генерал-губернаторство. После его ликвидации в прибалтийских губерниях началось формирование общероссийских городских и судебных учреждений, которые в течение длительного времени существовали вместе с сословными органами управления и суда немецких баронов и бюргеров.

Из присоединённой к России в 1812 г. Бессарабии была образована Бессарабская область, переименованная в 1873 г. в Бессарабскую губернию.

Наибольшей сложностью отличалось управление Кавказом. Присоединение Кавказа к России растянулось более чем на полвека. В 1801 г. в состав России вошла Восточная Грузия. В 1804 г. Россия установила протекторат над Западной Грузией, в 1810 г. вошедшей в состав в качестве Имеретинской области. В результате русско-персидских войн 1804 –1813 гг. и 1826 – 1828 гг. и русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг. вся территория Закавказья вошла в состав России.

В 40-х гг. XIX в. Кавказским комитетом и Шестым отделением Собственной Е.И.В. канцелярии была подготовлена административная реформа для Кавказа. В соответствии с ней в 1844 г. учреждается Кавказское наместничество.

В ходе присоединения к России Средней Азии из большей части её земель было образовано Туркестанское генерал-губернаторство (1867 г.), преобразованное в 1886 г. в Туркестанский край. Здесь сложилась так называемая военно-административная система управления.

С конца XVIII в. и по 60-е гг. XIX в. в состав Российской империи входили Аляска и Алеутские острова. Управление ими осуществлялось Российско-американской компанией, образованной в 1799 г.

Общий взгляд на систему управления окраинами не подтверждает широко распространённого в недавнем прошлом мнения, что дореволюционная Россия являлась тюрьмой народов. Региональное управление отличалось достаточной гибкостью, хотя и было в конечном счёте подчинено великодержавным целям российского самодержавия.

Введение.
В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину лет XVI века, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Чтобы понять деятельность Ивана IV, надо, прежде всего, уяснить, какую страну он по ...

Вынесение приговора
Судопроизводство инквизиции, по сути, было формальным, поскольку инквизитор имел все возможности представить любое дело так, как сам его понимал. Для вынесения приговора он обычно созывал так много сведущих людей, что детальное рассмотрение многих дел в короткий срок было невозможно. Инквизитор, строго соблюдая внешнюю форму, всегда счи ...

Удостоверение документа
Особое значение имеет такой реквизит документа как его удостоверение. Многие ранние документы не имели подписей. Редким явлением была авторская подпись. Законы (судебники), указы царя, приговоры Боярской думы, великокняжеские и царские грамоты не подписывались автором. Лишь с развитием делопроизводственной службы эти и другие документы ...