История » Крестовые походы и рыцарство. Великие князья. Семь чудес света » Древние греки

Древние греки
Страница 1

Культура Египта, распавшегося на сферы политического влияния жреческой власти в Фивах и фараонов XXI династии на севере — в Танисе, представляет собой весьма пеструю картину, не утратившую, однако, своей целостности. Пережив Саисское возрождение и несколько иноземных династий, страна вступила в принципиально новый этап с включением ее в греко-римский мир. В 332 до н. э. Александр Македонский победоносно вступил в бывшее персидское владение — Египет. Египетское жречество с восторгом встретило освободителя от персидского ига, в соответствии с древней традицией провозгласив Александра сыном Аммона. Во время своего пребывания в Египте царь сам выбрал место для основания (близ Канопского рукава Нила) одного из величайших городов древнего мира — Александрии. Македонское владычество при Александре после его смерти перешло в господство греков при Птолемеях.

Монархическая форма правления, характерная для Востока с древнейших времен и воспринятая Александром, короновавшегося фараоном, была продолжена Птолемеями. В течение всего 3 в. трон переходил по наследству от отца к сыну, причем для египтян в изобразительном искусстве Птолемеи представали в привычных образах фараонов со всеми атрибутами этого положения. Обеспечив господство греческой прослойки, Птолемей I проводил политику сближения двух культур, установив культ синкретического бога Сераписа. В Александрии было построено пышное святилище нового божества — Серапейон, соперничавшее, по свидетельству римского историка Аммиана Марцеллина, с Капитолием в Риме.

Однако культ этого бога, распространившийся впоследствии на весь греко-римский мир, оказался ближе самим грекам и эллинизированному населению, чем коренным египтянам. Из египетских богов наибольшей любовью обладала богиня Исида, чей культ распространился еще шире, чем культ Сераписа. Небольшой храмик и коллегия жрецов Исиды в эпоху Веспасиана (втор. пол. 1 в н. э.) имелся и в таком провинциальном италийском городе, как Помпеи. Задумав превратить Египет в центр культуры и искусств, Птолемей основал в Александрии знаменитый Мусейон с библиотекой. Космополитичный дух нового города, населенного греками, египтянами, сирийцами, евреями и позже римлянами, способствовал расцвету и взаимопроникновению культур.

При Птолемее Филадельфе — покровителе ученых и поэтов, Мусей и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Греческий путешественник Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) в своем сочинении «География» описал Александрию с ее хорошо продуманной планировкой, прекрасными общественными зданиями, дворцами, храмами, театром и гимнасием. Кроме Мусея с библиотекой город славился одним из семи чудес света античного мира — Фаросским маяком.

Однако глубокого проникновения греческой культуры среди египетского населения не произошло, так как греки всегда оставались правящим меньшинством в стране. Рост и упрочение царства привело к быстрому превращению Александрии в крупнейший торговый и культурный город Востока. Тем не менее, в Египте при Птолемеях и римлянах никогда не было большого количества эллинистических городов. В городах Птолемаиде, Навкратисе, Арсиное в Файюмском оазисе проживали большей частью греки и эллинизированные египтяне. О городе Птолемаиде, самом большом из городов Фиваиды, Страбон говорит, что он «имеет государственное устройство по греческому образцу». Сохраняли свое значение и некоторые старые города — Мемфис, Оксиринх, Гермонт, Фивы (Диасполис Магна), Эдфу.

В трехъязычной надписи на Розеттском камне содержатся восхваления жрецами Птолемея V Эпифана (205-180 до н. э.) за благодеяния и льготы, оказанные царем храмам. Желая укрепить свое влияние и заручиться поддержкой египетского жречества, цари из династии Птолемеев строили храмы, планировка и архитектура которых восходили к типу храма, выработанному еще в эпоху Нового царства. Имена греческих владык записывались иероглификой и заключались в царские картуши, на стены святилищ помещались их изображения в облике и со знаками власти египетских фараонов, подносящих жертвы египетским божествам. От эпохи Птолемеев сохранились хорошо сохранившиеся храмы в Хора в Эдфу, Хатхор в Дендера, Исиды на острове Филе, Себека и Хароериса (локального варианта бога Хора) в Ком-Омбо. Синтез античной и древнеегипетской традиций в изобразительном искусстве породил новый своеобразный тип греко-египетского искусства.

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septem miracula mundi), самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семирамиды, Зевса Олимпийского статуя, Мавзолей в Галикарнасе, Артемиды Эфесской храм, Фаросский маяк, Колосс Родосский.

Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.

Страницы: 1 2

Контрнаступление “Уран”.
В середине ноября 1942 года оборонительными сражениями в районе Сталинграда и Северного Кавказа заканчивается первый период Великой Отечественной Войны. Он был самым тяжелым для нашего народа и вооруженных сил. Для Германии – закончился провалом плана молниеносной войны и значительным истощением сил и средств. После тяжелых сражений на ...

Заключение.
Первая мировая война - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составило свыше 1,5 млрд. человек, то есть около 87% всех жителей Земли ...

Революция 1905 - 1907 гг. в России и попытки преобразований
Революция 1905 - 1907 гг. вызревала в течение длительного времени. Основной ее причиной были противоречия в политике и экономике государства, к чему добавлялись противоречия между буржуазией и рабочими, положение которых значительно ухудшилось. Заметно активизировалось рабочее движение в форме политических и экономических стачек. 3 янв ...