Государственное устройство
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки-дорийцы. В Херсонесе жили также тавры и скифы. Скифские имена, в частности, встречаются на амфорных ручках.
Некоторые лица таврского и скифского происхождения наряду с греками пользовались гражданскими правами, что свидетельствует о тесной взаимосвязи Херсонеса с местным населением.
В Херсонесе, как и в иных античных полисах, существовали такие классы, как рабовладельцы, рабы и свободное население. К рабовладельцам мы можем отнести крупных землевладельцев, хозяев мастерских, торговцев. К свободному классу—мелких крестьян и ремесленников. Что касается рабов, значительную часть их составляли скифы. Известно, что в соседнем Боспорском царстве в конце II века до н. э. произошло восстание скифов под руководством раба Савмака. Восставшие захватили Пантикапей и убили царя Перисада V. Это свидетельствует о том, что скифы эксплуатировались греками.
В независимом Херсонесе была демократическая республика. Этот строй, а также само государственное устройство, заимствованы херсонеситами у метрополии—Гераклеи.
Важным документом, дающем представление о государственном устройстве Херсонеса, является «присяга граждан Херсонеса», которую произносили достигшие совершеннолетия юноши—эфебы.
Высшими законодательными органами в Херсонесе были Совет и Народное собрание. Совет подготовлял декреты и передавал их на утверждение Народного собрания. Председатель и члены Совета менялись ежемесячно. Народное собрание также рассматривало вопрос о предоставлении или лишении гражданства, о войне и мире. Любой гражданин мог быть избран в Совет и Народное собрание.
Исполнительные органы были большей частью коллегиальными. Архонты(или стратеги) были предводителями войска, они составляли коллегию из четырёх лиц. Коллегия номофилаков наблюдала за правильным исполнением законов в государстве и имела право вносить проекты новых законов. Существовала должность «царя» (базилевса), который был главным жрецом и был представителем государства на торжественных мероприятиях. Продик, по-видимому, исполнял обязанности государственного прокурора. Астиномы контролировали правильность мер веса и объёма и следили за чеканкой монет. Агораномы были рыночными надзирателями. Гимнасиархи были начальниками гимнасий. Для выполнения поручений временного характера избирались эпимелеты. За вырезкой надписей наблюдала коллегия симнамонов.
В IV—II веках до н. э. Херсонес уже чеканит собственную монету и во внешних отношениях выступает как независимое государство. Об этом свидетельствует подписание в 179 году до н. э. договора с понтийским царём о мирных отношениях между собой и Римом.
Определённые разногласия возникают у Херсонеса с Боспорским царством, где не было демократии, а правила династия Спартокидов. В частности, Херсонес вместе с Гераклеей принимал участие в борьбе Феодосии против Боспорского царства.
Также Херсонес вёл борьбу с таврами и скифами: в IV—III веках до н. э. Херсонес смог отбить у них некоторые территории. Однако были совершены крупные набеги варваров на город, которые учащаются в III веке до н. э. Особую опасность для Херсонеса представляли скифы, в борьбе с которыми Херсонес заключает временные союзы с Боспором, а затем прибегает к помощи Понта, жертвуя своей независимостью.
Хозяйство простых родичей
Земля принадлежала племени. Каждая семья обрабатывала отведенный ей на поле надел и имела свой скот, который пасся на общем пастбище. Земледельцы сами изготовляли почти все нужные им вещи: ткани изо льна и шерсти грубую одежду и подстилки, на которых спали, лепили посуду, шили легкую обувь — сандалии. Лепешки и каши из ячменя были их ос ...
Рыбный промысел и торговля
Богатство волжских рыболовных угодий и удобные пути сообщения по воде и суше благоприятствовали дальнейшему развитию рыболовного промысла в 18 веке.
Повышение спроса на волжскую красную рыбу, высокая доходность от занятий промысловым рыболовством, не требовавших больших затрат, привлекали не только местных - саратовских, царицынских, н ...
Российское общество в начале 21в. Радикальные перемены в духовной жизни страны
и новые процессы в развитии культуры. Коммерциализация искусства, новая эстетика.
Религиозная жизнь
Кризис, охвативший на переломе 20-21вв. основные сферы общественной жизни России, идеологический вакуум, образовавшийся при смене общественно-экономической формации, отразились на состоянии культуры. Одной из важнейших проблем культуры современной России является финансовая. В советское время культура финансировалась государством. Когда ...