История » Судебная реформа начала XX века и фракции Государственной думы » Обсуждение законопроекта об условном осуждении в III Государственной Думе

Обсуждение законопроекта об условном осуждении в III Государственной Думе
Страница 2

В силу всё того же взгляда на государство как на монархическую диктатуру, правые не доверяли ни формирующемуся гражданскому обществу, ни даже государству, поскольку последнее вступило в результате революции 1905–1907 гг. на путь формирования институтов, которые впервые позволили более или менее широкому общественному мнению влиять на политику, позволили начать формироваться государству правовому. Поэтому правые, мотивируя своё мнение, в основном, техническим несовершенством полицейского механизма, неспособного обеспечить тотальный контроль над населением, и возможностью влияния своих политических противников, которых они отождествляли с врагами народа и государства, на Думу, адвокатуру, судебно-следственные органы, выступили против законопроекта в целом, а осознав бессмысленность этого – против редакции думской комиссии, которая предполагала распространение права приговаривать к условному осуждению на суд присяжных. И в этом вопросе они также стояли до конца. Для того же, чтобы оправдать резко отрицательное отношение к законопроекту и привлечь на свою сторону депутатов-крестьян, правые активно использовали социальную демагогию, утверждая, что законопроект якобы «не нужен народу», что крестьянство с его примитивными правовыми понятиями его не поймёт и не примет, что он приведёт лишь к недовольству сельского населения, росту самосуда в деревне, усилению налогового бремени и т.д. Поэтому правые поддержали не только «ограничительные» поправки крестьянской фракции, некоторые из которых сводили законопроект на нет, но и демагогически инициировали требование крестьянских депутатов, отложив законопроект об условном осуждении на неопределённое время, перейти к принятию более «актуальных» законов (которые, в сущности, не собирались поддерживать). Фактически эта позиция говорит об их стремлении поддерживать низкую правовую культуру основной массы населения, законсервировать правовой нигилизм и волюнтаризм крестьянства в целях отстаивания своих узкосоциальных интересов и реакционных политико-правовых идеалов, ничего общего с интересами широких слоёв российского общества не имевших.

Позиция крестьянских депутатов во многом была близка к позиции правых. Для них также были характерны монархические иллюзии, тяга к сильному центру «соборной власти», национализм, неприятие в целом идей правового государства, гражданского общества и т.д. Так же как и правые, они, обладая низкой правовой культурой, считали «злую волю» преступника абсолютной, полагая, что случайных преступников нет, и личность преступника является в принципе неисправимой. Так же как и правые, крестьянские депутаты полагали единственным способом борьбы с преступностью изоляцию преступника от общества и устрашение потенциальных преступников, единственными целями наказания признавали общую и индивидуальную превенцию, кару и даже возмездие. В связи с этим крестьянские депутаты практически всех фракций предложили и выступили в поддержку поправок к законопроекту, делавших широкие изъятия из законопроекта лиц, покушавшихся на крестьянскую собственность, принятых, как ранее говорилось, Думой (а именно, к лицам, признанным виновными в краже лошади и крупного рогатого скота, в тайной продаже спиртных напитков, в преступных деяниях, могли быть прекращены примирением сторон), некоторые из которых (Думой, впрочем, отклонённые) в сущности делали весь законопроект попросту бессмысленным (например, поправка, предполагавшая лишить права на условное осуждение всех, «кто крал у крестьян»). Как и правые, они грозили в случае принятия законопроекта крестьянским недовольством и ростом числа самосудов. Как и правые, депутаты от крестьян не доверяли государственной власти в целом и суду, следствию и адвокатуре в частности. Однако для многих идея идеологизированной, «партийной» власти, отражающей интересы помещиков и «дикой буржуазии» – то, к чему стремились правые – была абсолютно чужда. Этим было обусловлено некоторое различие в позиции по поводу законопроекта. Так, значительная часть крестьянских депутатов вовсе не была враждебно настроена против распространения условного осуждения на политических преступников, полагая, что таковые как раз и могут выступать в качестве преступников «случайных». Резко отрицательное отношение к государству, выражающему, по их мнению, преимущественно интересы дворян-помещиков и чиновников, обусловило принятие ими идеи не только генетических, психологических, но и социальных причин преступности, обусловленных несовершенством современного социально-политического порядка – поощряемой государством алкоголизации населения, чрезмерно тяжкого налогового бремени, которое несёт основная масса сельского населения, сословной неполноправности крестьянства, безработицы и т.д. Поэтому крестьянские депутаты внесли ряд поправок, которые были призваны бороться с этими причинами. Крестьянские депутаты в отличие от правых считали актуальным и идею исправления преступника в условиях изоляции от общества трудом. Наконец, в отличие от правых их недоверие по отношению к государственно-бюрократической машине и суду было во многом обусловлено генетической ненавистью именно к помещику и чиновнику, интересы которых, по их мнению, выражала система правосудия в России. Поэтому в отличие от правых многие крестьянские депутаты не возражали против предоставления права приговаривать к условному осуждению именно коллегией присяжных, считая её подлинно народным судом и противопоставляя суду коронному и мировому как судам «господ и чиновников»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Борьба за власть после смерти Ивана Грозного. Борис Годунов
Побудительной причиной начала Смуты явился династический кризис: прекратилась династия Ивана Калиты. В 1598 г. после смерти бездетного царя Федора Ивановича, последнего Рюриковича – сына Ивана IV, возник вопрос о преемнике на Московском престоле. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова, брата жены царя Федора Ирины. Не будучи с ...

Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.
Заключение австро-венгерского соглашения в 1867 г. привело к тому, что Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгрию. Единое абсолютистское государство превратилось в двухцентровое. Формой государственного правления стала дуалистическая монархия, состоящая из двух парламентских монархий, которые сохраняли суверенитет и имели д ...

Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. Умер патриарх Андриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан « Свят ...