История » Астрономия майя как земное отражение космоса » Вступление

Вступление

Майя, уникальная цивилизация Мезоамерики, не знавшая металлов, плуга, колесных повозок, домашних животных, гончарного круга, используя только каменные орудия труда, сумела добиться высокого уровня развития производственных сил и построения сложной общественной организации. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи, за пятнадцать веков до Колумба изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуль, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Древние майя уделяли большое внимание изучению календаря и летосчисления, математики, астрономии, медицины и истории. Кроме того, у них имелись некоторые практические сведения по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Все эти отрасли были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях, строясь на основании мировоззрения в сложную систему знаний и представлений о всеобщем устройстве космоса.

Но в IX в. цветущие города были заброшены на самом пике своего развития, население резко сократилось, и вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники былого величия. После X в. развитие культуры майя, уже несколько измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей – тольтеков, пришедших из центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива, продолжалось на севере – на полуострове Юкатан – и на юге – в горах Гватемалы. В XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Рио, а также всю Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. Предки майя и сейчас живут в Латинской Америке, храня обычаи и традиции своих предков, но большая часть социокультурного опыта майя безвозвратно утрачено в годы колониальной эксплуатации, что создает неизмеримый вакуум в наших знаниях о первой цивилизации-гегемоне Центральной Америки.

Восстание Емельяна Пугачева как попытка разрешения крестьянского вопроса в России.
Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост и повинностей на протяжении первой половины XVIII века вызывали ожесточенное сопротивление крестьян. Главной его формой было бегство. Беглые уходили в казачьи области, на Урал, в Сибирь, на Украину, в северные леса. Нередко они создавали "разбойные шайки", которые не только г ...

Русская общественная мысль второй четверти XIX в. о путях развития страны
Поражение декабристов и усиление репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Центрами общественной мысли в 1830-1850-е годы стали кружки офицеров и чиновников, петербургские и московские салоны, вузы, литературные журналы. В условиях нарастающего кризиса начались оживленные споры о путях развития стран ...

Социальноe устройство. Управление.
"Верховным гла­вой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом – зависимость была обратной”. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган фе ...