История » Внутреннее устройство Древней Руси » Внутреннее устройство Древней Руси

Внутреннее устройство Древней Руси
Страница 1

Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, земля была главным богатством. Собственниками земли являлись князья, представители родовой знати (бояре), дружинники, а позже и церковь часть земель по-прежнему принадлежала свободным общинниками, которые вели свое хозяйство, имея необходимые орудия труда. Таких общинников называли смердами. Это была самая многочисленная по составу группа крестьянского населения. Однако притеснения со стороны князя и бояр, дружинников и духовенства вели к разорениям части смердов и изменению их социального статуса. Из числа разорившихся смердов формировались новые категории зависимого населения. Рядовичами называли малоимущих или разорившихся крестьян, заключивших договор (ряд) об условиях работы на господина. Договор был обязателен для выполнения обеими сторонами. Но у крестьянина было меньше возможностей выполнить его в полной мере. В случае, если договорные условия им не выполнялись, рядович чаще всего становился полностью зависимым. Некоторые общинники порой обращались к богатым землевладельцам с просьбой одолжить на время инвентарь, рабочий скот, зерно для посева или другое имущество (купу). Таких людей называли закупами. Они были обязаны нести различные повинности в пользу заимодавца до полного возврата долга и процентов с него. Невозможность отдать долг означала попадание закупа в полную зависимость. Если же ссуда была очень велика, то в зависимость могли попасть и все потоми неудачливого должника. Наиболее бесправной категорией населения были холопы. Они находились на положении рабов, были полностью лишены не только орудий труда и имущества, но порой и жилища. Холопство считалось потомственным, хотя при определенных условиях можно было выйти из этой категории за выкуп. Однако такие случаи были очень редки.

Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в 10-12 вв. была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим кредиторам или хозяевам оговоренное количество зерна, мяса, рыбы, овощей, птицы, холстов.

Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси было появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. На начальном этапе существования Древнерусского государства, несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранялась традиционно высокая роль свободных общин в сельской местности и вечевых органов власти в городах. Городское вече, к примеру, ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя (особенно если функции князя сводились лишь к организации отпора врагу в случае войны). Однако право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам. Своего расцвета Древнерусское государство достигло при Ярославе Мудром (1019-1054). По его инициативе был введен первый из дошедших до нас кодекс законов государства – "Русская правда". Он предусматривал, в частности, штраф за убийство господина – 80 гривен (огромную по тем временам сумму), холопа – 5 гривен. Если же раба убил сам хозяин, то ему не грозило ничего, кроме церковного покаяния. В этот период заметно укрепились и международные позиции Руси. Дети Ярослава Мудрого были связаны родственными узами с крупнейшими европейскими королевскими дворами.

Активно велось каменное строительство. В Киеве был построен Софийский собор по образцу Константинопольской Софии. В Новгороде была открыта первая на Руси школа для детей священнослужителей. Открылась специальная школа по подготовке кадров для государственной службы.

Страницы: 1 2

Роль православной церкви в формировании идеологии централизованного государства
В русском православном государстве, где церковные каноны пронизывали всю жизнь общества, Церковь могла быть единственным идеологом нового централизованного государства. XVI век – время поиска новых концепций. Одним из таких идеологов был Иосиф Волоцкий, чья активная борьба с еретиками принесла ему большое влияние на дела русской церкви ...

Турчанинов Г.Ф. "Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка" Владикавказ "Ир" - 1990г. (240 с.). Развитие просвещения у осетин
Начало развития просвещения у осетин относится ко второй поло-кипе XVIII в. — к периоду развития русско-осетинских отношений. Одним из наиболее важных событий того времени явилось открытие в 1764г. в Моздоке первой осетинской школы, основанной Осетинской духовной комиссией. Эта школа предназначалась для подготовки миссионеров из коренны ...

Крестоносцы в Малой Азии. Взятие Никеи.
В начале мая 1097 г. крестоносцы, сосредоточившиеся на берегу Никомедийского залива, выступили в поход. Решено было двигаться к столице сельджукского государства Никее двумя отрядами: один через Вифинию и Никомидию, другой – через Кивотский пролив. Никея являлась важным стратегическим пунктом, овладеть которым было очень важно и для ви ...