История » Смутное время в России в начале XVII в. » Правление Бориса Годунова

Правление Бориса Годунова

После смерти Федора, Бориса Годунова избрал на трон Земский собор. Впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству. Борис Годунов был талантливым политическим деятелем. Он не стал прибегать к широкому террору, а расправлялся лишь с реальными врагами, и он хотел вывести страну из запустения, закрепостив крестьян. Рост численности класса феодалов и стремление феодалов к более высокому уровню жизни вызвали резкий отпор крестьянства. К тому же, начались неурожайные годы. Три года, с 1601 по 1603 были неурожайными. Летом 1601 начались дожди. От Пскова до Нижнего Новгорода они лили двенадцать недель беспрерывно. Уже в июле выпал первый снег. Все попытки спасти хотя бы недозревший хлеб провалились. В конце августа начались снегопады и метели, по Днепру ездили на санях. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг, и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Годунов делал все что мог: искал спрятанный хлеб, держал на него низкие цены. Начал стоить каменные палаты Московского Кремля, чтобы дать работу сотням голодных беженцев. Похороны умерших проходили за царский счет. Был издан указ о том, что все холопы, оставленные своими хозяевами без средств к пропитанию, немедленно получают вольную. Однако беды зашли слишком далеко. На дорогах уже разбойничали не просто беглецы от голода, но и мелкие дворяне. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек. Отряд Хлопка Косолапа насчитывал до 500 человек. Но отряд Хлопка был уничтожен, а сам Хлопок казнен в Москве. Эффективнее бороться с причинами голода можно было лишь при условии ликвидации привилегии феодалов, что в тех условиях было невозможно. Народ быстро нашёл объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие - то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Фёдора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть. Обострение внутриполитической ситуации привело к резкому падению престижа Годунова не только в народных массах, но и среди феодалов.

К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. И в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта ( дворянство ) и польская католическая церковь. В 1604 г., снаряжённый на польские деньги, самозванец двинулся к Москве. Первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Годунов стал жертвой того, что рискнул быть первым выбранным царём. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь - Бог вручил Годунову Русскую землю в управление. Борис снял тяготы с плеч дворянина и большую их часть перебросил на спину пахарю, а остальное - столь нелюбимому им боярскому племени. Годунов сделал худшее - он разрушил веру в справедливость и правду на земле, разрушил общее дело всех православных христиан. И государство стало медленно, но неуклонно разрушаться, сползать в трясину Смуты - скачала духовной, а затем и политической. Борис Годунов кичливо обещал, что в его царстве голодных не будет. Голод, уничтоживший половину населения страны ( только в Москве умерло 120 000 человек ), стал началом его конца.

Традиционалистско-мусульманская парадигма развития политико-религиозных отношений. Ислам как фундаментальная основа Оттоманской империи (1517-1871 гг.)
Традиционно принято считать, что тюрко-сельджукские кочевые племена, от которых нынешние турки ведут своё происхождение, приняли ислам в конце X в. Сами турки связывают начало своей истории с именами Османа [Османа I Гази] и его сына Орхана [Урхана]. Некогда кочевники, турки-османы всего за немногим более полутора веков овладели обширно ...

Киевская Русь: экономическая жизнь, социальные отношения и структура общества, политическое устройство, духовная культура
Киевская Русь как первое государство русского народа существовала около 300 лет. Ее экономика отличалась динамичным развитием, открытостью, эффективностью и богатством. Она была представлена различными отраслями хозяйственной деятельности: земледелием, скотоводством, ремеслами, охотой, рыболовством, собирательством, торговлей. Ведущую р ...

Освобожденные районы и вооруженные силы КПК в годы войны
Руководство КПК расценило расширение масштабов японской агрессии, тяжелые поражения гоминьдановской армии, слабость японского тыла как благоприятную возможность использования складывавшегося своеобразного военно-политического вакуума за линией фронта для создания революционных баз, а на их основе и создания мощных вооруженных сил, спосо ...