История » Церковно-государственные отношения в московско-киевский период (1461-1589) » Заключение

Заключение
Страница 3

[56] См.: Скрынников Р.Г. Указ. соч. С.222-223.

[57] Петрушко В.И. Указ. соч.

[58] Цит. по: Флоря Б.Н. Указ. соч.

59«Кстати, в эпизоде с Шуйским Иоанн впервые проявил и те черты, которые впоследствии будут постоянно сопровождать все его жестокости – злую иронию и склонность к лицедейству: великий князь объяснил боярам, что псари его, дескать, недопоняли – он-де лишь велел заточить Шуйского, а они его зарезали. Разумеется, от такого пояснения страх перед молодым великим князем стал еще большим». – Петрушко В.И. Указ. соч.

[60] Он же, там же.

[61] Он же, там же.

[62] См.: Милюков Л.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т. 2. http://orel3.rsl.ru/nettext/rus_ist_cult/Mileykov/P-065-Ocherki_po_istor_rys_kylt_2.pdf. С. 38

[63] Для всероссийского почитания были кананизированы: святитель Иоанн Новгородский чудотворец; преподобный Макарий Калязинский и преподобный Пафнутий Боровский; Александр Невский; Никон Радонежский (ученик преподобного Сергия); Павел Комельский-Обнорский, Михаил Клопский, Савва Сторожевский, Зосима и Савватий Соловецкие, Дионисий Глушицкий и Александр Свирский.

[64] Местночтимые: Максим Московский, Христа ради юродивый, новый Чудотворец; Муромские - благоверный князь Константин и чада Михаил и Феодор; Петр и Феврония Муромские; святитель Арсений Тверской; Прокопий и Иоанн Устюжские - Христа ради юродивые.

[65] Прославленные для всероссийского почитания: три святителя: Новгородский Нифонт, Иаков Ростовский и Стефан Пермский; два благоверных князя: Всеволод-Гавриил Псковский и Михаил Тверской, замученный в Орде; затем преподобные: Авраамий Смоленский, Евфимий Суздальский, Григорий Пельшемский, Савва Вишерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский; три Виленских (Литва) мученика: Антоний, Иоанн и Евстафий.

[66] Собор получил на звание «стоглавый», поскольку деяния собора были разделены на 100 глав - в основном по тематике.

[67] См.: Петрушко В.И. Указ. соч.

[68] Например: Малюта Скуратов - это было его монашеское имя, а мирское имя этого человека - Григорий Лукьянович Бельский-Белозерский - был из рода Гедиминовичей, литовской знати. Второй человек, возглавлявший опричнину, - всем известный князь Афанасий Вяземский вел свой род от Мономаха.

[69] Таубе И., Крузе Э. Послание. - Цит. по: Никитин А.Л. Основания Русской истории. М.: АГРАФ, 2001. С. 630.

[70] См.: Он же, там же. С. 630.

[71] Таубе И., Крузе Э. Послание. – Цит. по: Он же, там же. С. 640-641.

[72] Он же, там же. С. 645.

[73] Цит. по: Флоря Б.Н. Иван Грозный. http://www.sedmitza.ru/index.html?did=20647

[74] Цит. по: Знаменский П.В. Указ. соч. С. 134.

[75] Скрынников Р.Г. Указ. соч.

[76] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 134.

[77] Назаренко А.В. Церковные Соборы XVI века. – Цит. по: Бояринцев К.В. Указ. соч.

[78] На самом деле «слабоумие» Феодора было мифом, распространенным с подачи самого Ивана Грозного. Когда в 1586-1588 году в Москве прибывали Константинопольский и Антиохийский патриархи, имевшие аудиенцию у Федора, никакого слабоумия они не заметили; наоборот, по их воспоминаниям царь держался, хотя и смиренно, но весьма разумно. Единственным независимым свидетельством в пользу «слабоумия» является письмо Сапеги (польского посла) к Стефану Баторию, что «ума у него нету вовсе», но верить таким заявлениям, да ещё представителя только что воевавшей с Москвой державы, - безграмотно.

[79] Имеется в виду пожар 1547 года (!) когда выгорела почти вся Москва – Иван Грозный тогда не предпринял никаких мер по восстановлению (за исключение зданий Кремля) и помощи погорельцам.

[80] Замечательно, что в грамоте об учреждении патриаршества повторены слова игумена Филофея о Москве, как третьем Риме. Это показывает, что учреждение патриаршества было вызвано именно политическими соображениями о значении Москвы, как преемницы православного греческого царства.

[81] Уже Великий князь Василий Темный в послании польскому королю писал: «Кто будет нам люб, тот и будет митрополитом всея Руси». – Цит. по: Цыпин В., протоиерей. Указ. соч.

Страницы: 1 2 3 

Киевские князья, их внутренняя и внешняя политика
Летопись "Повесть временных лет" сообщает, что в 862 году по приглашению союза пяти племен - двух славянских (ильменские словене и кривичи) и трех финно-угорских (чудь, весь, меря) из Южной Прибалтики к ним приходит и вокняжается варяжская династия: три брата из варяг-руси - Рюрик, Синеус и Трувор - вместе со своими родами. Рю ...

Внутренняя политика России в первой половине XIX в.
В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций). Первая половина царствования Александра ознаменовалась важными преобразованиями во внутренних учреждениях. Заметным шагом на пути совершенствования го ...

Возникновение и особенности образования политических партий в России. Исторические предпосылки возникновения современной российской многопартийности
Партией называется такая организация, которая: 1) борется за власть политическими средствами; 2) выражает или претендует на выражение политических интересов определенных социальных групп; 3) имеет четко сформулированную программную цель (проект развития общества); 4) обладает развернутой организационной структурой, в том числе и на ...