История » История древних греков - возникновение первых государств, религия, социальное разделение » Жизнь и воспитание мальчиков-спартанцев

Жизнь и воспитание мальчиков-спартанцев

Отец приносил новорожденного мальчика к старейшинам. Если ребенок оказывался крепким и здоровым, старейшины разрешали отцу воспитывать его; если же ребенок был слаб и уродлив, его кидали в пропасть.

Когда мальчикам исполнялось семь лет, их отбирали у родителей и отдавали в школу. Здесь они жили в суровых условиях, закалявших тело и волю. Спали они на подстилках из тростника, который ломали голыми руками. Им наголо отстригали волосы, приучали ходить босыми без одежды.

Мальчиков лишь немного учили чтению и письму, а также игре на флейте и песням, воспитывающим мужество. Почти все остальное их время было занято физическими упражнениями, среди которых большое место занимали борьба и кулачный бой.

Чтобы научить мальчиков терпеливо переносить боль их беспощадно секли. Иногда кровь из рассеченного розгами тела заливала место, на котором мальчик лежал. Если он кричал, то его могли засечь до смерти.

Дети и юноши должны были беспрекословно выполнять все приказания старших. Говорить они могли только тогда, когда им это разрешали взрослые. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков.

Спартанцы учились говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной, то есть такой, какая была в Лаконике. Например, спартанка, провожая сына на войну и вручая ему щит, сказала: «С ним или на нем»; в Спарте считалось позором потерять щит, тело воина, доблестно павшего в бою, приносили на щите. Слова «Со щитом или на щите» стали крылатыми.

Россия в начале XX в.: реформы и революции. Первая русская революция 1905-1907 гг. и ее влияние на жизнь страны
Нерешенность аграрного, рабочего и политического вопросов привела в начале XX в. к политическому кризису, который вылился в первую русскую революцию. Буржуазно-демократическая по характеру и пролетарская по формам борьбы и гегемонии рабочего класса, начавшаяся событиями «кровавого воскресенья» 9 января 1905 г., она продолжалась 2,5 года ...

Сферы деятельности
Для всех сфер творчества Тихомирова-исследователя, профессора, организатора науки характерна особая просветительская направленность. Это обусловлено, видимо, не только демократическими традициями русской науки, литературы и искусства, близкими душе его, но и опытом близкой служебной деятельности: в музее, библиотеке, средней школе. Тихо ...

Изменение значения великокняжеской думы.
Лишая своих слуг прежнего самостоятельного и независимого общественного положения. Московский государь в то же время ослаблял политическое, правительственное их значение. В удельный период служилые князья и бояре пользовались большим влиянием в качестве самостоятельных советников-думцев; великий князь должен был считаться с мнением свои ...