История » Российская эмиграция в Югославию в первой половине ХХ века » Культурно–просветительная деятельность русских эмигрантов

Культурно–просветительная деятельность русских эмигрантов
Страница 3

В системе образования особое место занимали кадетские корпуса. Они стояли ближе к военным академиям, хотя и считались средними учебными заведениями. Так же, как и девические институты, сохранившиеся в условиях эмиграции в Югославии, эти учебные заведения основывались на традициях имперской России, верности отечеству и государю и представляли собой уникальный пример и уникальные возможности в условиях эмигрантского существования. Они просуществовали до начала Второй мировой войны.

В ноябре 1921 г. группой бывших преподавателей Харьковского девичьего института была открыта женская гимназия в Великой Кикинде. Гимназии имелись также в Земуне, Новом Саде, Дервенте, Дубровнике и Панчево. В 1921 г. начали работать школьные группы в Скопле, Дервенте, Стырнище, Пригревце, Дубровнике, в 1922 г.— в Суботице, Вршаце, Любляне, Вранячке Бане, Зайчаре.

С осени 1922 г. начались практические шаги по сближению русских учебных заведений со школьной системой Югославии. Вносились соответствующие изменения в учебный план: увеличивалось число уроков по «сербским» предметам – языку, литературе, истории и географии, причем преподавание велось на сербохорватском языке. В 1922 – 1923 гг. русским средним учебным заведениям (корпусам, институтам, гимназиям и части детских домов) были представлены права государственных гимназий. У части беженцев возникали опасения, что эти процессы приведут к денационализации русской школы, поэтому они выступали за сохранение самостоятельности и национальной специфичности своих учебных заведений.

В 1923 – 1924 учебном году на территории Югославии действовали 24 русских учебных заведения[40]. Из 5317 русских детей и подростков, проживавших в Королевстве, 2916 чел. обучались в русских школах, около 200 чел. – сербских, около 1 тыс. детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет оставались вне школы. Однако число последних в течение 1921/22 – 1923/24 учебных годов сократилось с 58,1% до 22,6%[41].

10 февраля 1923 г. по постановлению ГК был организован Совет по делам русских учебных заведений. В его состав вошли представители от Российской миссии в Югославии и ВСГ. В 1925 г. Совет был преобразован в Учебный отдел. При отделе в том же году был создан Школьный совет, собиравшийся эпизодически и решавший принципиальные вопросы по развитию начального и среднего образования. В его состав входили педагоги и представители различных эмигрантских организаций. Первоначальный состав Совета за время его существования практически не менялся: в него входили М.В. Челноков - член ГК, уполномоченный по делам русских женских учебных заведений, В.Д. Плетнев - член ГК, директор Первой русско-сербской гимназии в г. Белграде, С.М. Кульбакин – инспектор от ГК всех русских учебных заведений в КСХС, начальник Учебного отдела; профессор А.П. Доброклонский, профессор И.М. Малинин, полковник Генерального штаба В.Е. Базаревич, профессора Н.Н. Салтыков, В.Н. Смольянинов, преподаватель русской истории Л.М. Сухотин, преподаватель сербских национальных предметов Б. Бошкович, секретарь ГК, уполномоченный по делам кадетских корпусов Б.М. Орешков[42]. Учебный отдел и Школьный совет тесно сотрудничали с Министерством образования Югославии.

Педагоги русских учебных заведений были объединены в профессиональные союзы, которые, однако, не являлись стабильными ни по времени существования, ни по составу, как и большинство других эмигрантских объединений. С 1921 г. по 1926 г. в Югославии действовали, например, Союз русских педагогов в Королевстве СХС, Русское педагогическое общество, Союз деятелей русской демократической школы на Балканах, Общество преподавателей русских учебных заведений, находящихся па территории Королевства сербов, хорватов и словенцев, и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ: в области местного самоуправления, суда, образования, в военном деле. Со стороны самодержавия они были уступками капиталистическому развитию и в то же время стимулировали это развитие, но вместе с тем в конечном счете укрепляли и позиции самодер ...

Город-фронт.
Враг не мог захватить Сталинград, как это намечалось командованием вермахта, к 25 июля. Несмотря на то, что в боевые порядки Сталинградского фронта был вбит клин танками Гота, ворваться в город противнику не удалось. Еще с осени 1941 года население Сталинграда активно готовилось к обороне. Строили убежища и щели, армия создавала оборон ...

Ход восстановления. Успехи восстановления.
♦ Восстановление промышленности началось сразу же после освобождения территории от фашистов. Наибольшее внимание при этом уделялось угольно-металлургическом у комплексу. Через 3 месяца после освобождения шахты Донбасса давали уже 18% довоенного производства. Осенью 1945 г. Харьковский тракторный завод выпустил первый послевоенный ...